Освещение для музеев

Методы расчета наружного освещения

Сегодня на практике используется три метода светотехнического расчета наружного освещения:

·Точечный – суть метода заключается в вычислении показателей для каждого устанавливаемого источника света. Его преимущество – в возможности рассчитать неравномерный свет. А его главный недостаток – в трудоемкости. Этот ручной способ требует особого внимания и педантичности проектировщика.

·С коэффициентом светового потока – еще более трудоемкий метод, берущий во внимание отражаемость предметов, распределение излучения, использование светового потока. Чаще используется для проектирования внутреннего света. ·Метод удельных мощностей – наиболее популярный среди ручных способов благодаря своей простоте (относительно предыдущих двух вариантов)

С его помощью можно найти требуемое количество осветительных приборов, базируясь на нормативных показателях и простых исходных данных

·Метод удельных мощностей – наиболее популярный среди ручных способов благодаря своей простоте (относительно предыдущих двух вариантов). С его помощью можно найти требуемое количество осветительных приборов, базируясь на нормативных показателях и простых исходных данных.

В зависимости от поставленной задачи можно использовать различные формулы. Математические вычисления нужны не только для того, чтобы в итоге соблюсти нормы освещенности, но и использовать необходимое число осветительных приборов. Ведь каждый лишний элемент – это не только затраты на его покупку, но и издержки на установку и обслуживание.

Пример светотехнического расчета наружного освещения территории детской площадки у дома

Допустим, вы планируете переезд в таунхаус, где есть свободных 150 квадратных метров для игровой площадки, осталось только ее оборудовать и установить определенное количество фонарей. Но какое?

Рассчитаем по формуле:

L = E*S*N*K / (F*X), где

L – искомое количество осветительных приборов.

E – освещенность (лк). Сразу подсмотрим в СНиП и возьмем число 10.

S – площадь, которая по условию равна 150 м.кв.

N – коэффициент неравномерной освещенности. По сути, это отношение максимальной освещенности к минимальной. Для разных типов ламп установлены его различные значения: 1,15 для ламп накаливания, 1,1 – люминесцентных, 1 – зачастую используют для светодиодных.

K – еще один полезный коэффициент, помогающей учесть уменьшение яркости лампы из-за загрязнения, запыления или затертости стекла при длительной эксплуатации. Значение зависит от многих факторов, начиная от типа ламп и заканчивая степенью запыленности пространства. Предположим, что таунхаус находится в чистом районе, тогда K будет равен: 1,5 для ламп накаливая, 1,4 для газоразрядных, 1 для светодиодных. Значение этого коэффициента – еще один повод выбрать светодиодный вариант. Ведь итоговое количество будет меньшим, а значит и затраты на установку тоже ниже. Хорошим вариантом станут светильники для улиц Ziverd.

F – световой поток одного светильника. Это числовое выражение количества излучаемого света, измеряется в Люменах (лм). Обычно указывается в технической документации к прибору. Если не можете найти это значение, можно умножить мощность лампы на коэффициент светимости. В нашем случае показатель указан производителем и равен 3735 лм.

X – коэффициент, который определяется, исходя из отражающей способности объектов и строений на территории обустраиваемой площадки. Для его поиска можем обратиться все к тому же СНиПу. Предположим, что равномерности распределения света будет мешать лишь фасад дома, оформленный розовым силикатным кирпичом. В таком случае на место «X» подставим 0,3.

Данные известны, переходим к расчету освещения уличным светильником детской площадки:

L = 10*150*1*1 / (3735*0,3) = 1,34.

Таким образом, можно установить один светильник указанной мощности, либо два меньшей мощности.

Наиболее распространенные виды потолков для прихожей

Для работы на данном участке можно использовать любые варианты отделки. Если у вас коридор входит в общую смету расходов на ремонт, тогда перед вами широкий выбор. Когда вопрос с финансами стоит остро, можно использовать доступные и дешевые способы отделки верхней части помещения. Какой лучше потолок сделать в собственной прихожей, при этом сэкономив средства, время и собственные силы. Ответы на эти вопросы подтверждаются многолетней практикой и богатым опытом.

Окрашивание потолка

Использование краски в отделочных работах наиболее распространенный способ обновить различные поверхности, включая потолочную часть. Покраска к тому же один из самых экономически выгодных способов отремонтировать потолок в прихожей, когда средств на капитальную и сию уже не сложную подвесную конструкцию. Какой лучше краской пользоваться в данной ситуации? По мнению экспертов акриловые, силикатные и силиконовые краски сегодня способны удовлетворить всем требованиям.

Не стоит забывать о том, что на покраску потолка уйдет времени значительно меньше. Единственное с чем придется столкнуться в данной ситуации, так то с необходимостью тщательно подготовить базовую поверхность. Шпатлевание и выравнивание чернового потолка, будет залогом последующего идеального состояния потолочной поверхности.

Помимо дешевизны окрашивание обладает следующими преимуществами:

  • простота нанесения;
  • практичность и долговечность потолочной поверхности;
  • большой выбор цветовой гаммы.

Окраска потолка очень удобна для помещений с невысокими потолками.

Побелка потолков в прихожей

Побелить верх в коридоре мелом или известью — традиционный способ отделки. К тому же это самый дешевый вариант привести потолочную поверхность в порядок. Гигиеничность покрытия и экологическая чистота – основные преимущества этого способа. Сегодня побелка считается анахронизмом и в основном используется для работы с потолками на дачах и в садовых домиках. Немного усилий и минимальные затраты позволят в течение одного дня сделать потолочную поверхность в прихожей чистой и привлекательной.

Минусом побелки является недолговечность поверхности, и необходимость тщательно готовить базовую поверхность для последующей обработки.

Пенополистирольные плитки

В этом случае, как и с покраской и побелкой речь идет о дешевом варианте дизайна потолочной поверхности в прихожей. Благодаря тому, что сегодня отечественная промышленность и зарубежные поставщики предлагают самые разнообразные расцветки материалов, можно добиться высокого уровня дизайна.

Если вас беспокоит вопрос, как сделать потолок в своей прихожей собственноручно и своими руками, приступайте к работе с пенополистирольными плитками. Стандартный размер плиточных фрагментов 50х50 см, очень удобен для монтажа на потолочную часть. За счет разнообразия цветовой гаммы и декора достигается высокие эстетические свойства готовой поверхности. С помощью этого материала можно добиться имитации любого другого материала. Простой и несложный монтаж не требует особых усилий и навыков. Главное, что бы поверхность была соответствующим образом.

Класс B и B+

Такой вариант предусматривает полотки от 6 метров и нагрузку на пол от 3 тонн на кв. м. Эта категория дешевле в аренде и постройке, чем предыдущая. В категорию попадают одно- и двухэтажные здания с вентиляцией, системой пожарной безопасности, отоплением и системой связи. Для удобства работы с крупногабаритными товарами предусмотрены широкие площадки для маневрирования погрузчиков. Кроме складского пространства могут быть сооружены офисы либо вспомогательные помещения. Так как прилегающая территория является неотъемлемым узлом для подъезда, погрузки и разгрузки товаров, устанавливается равномерное внутреннее и наружное освещение склада.

Нормы и требования по освещению

Чтобы грамотно нормировать освещение, нужно строго следовать СанПиН и иным нормативным документам. Все требования можно условно поделить на касающиеся собственно освещенности и относящиеся к качеству света. Общие для всех отраслей требования:

  • освещенность достаточна для каждого человека;
  • работник может регулировать освещение — направлять свет в нужную сторону, менять его интенсивность;
  • кроме искусственного света обязательно присутствует естественный;
  • все светильники на потолке, стенах должны быть приглушенного цвета, лампочки не вызывают зрительного дискомфорта.

Освещение при работе за ПК

Долгая, ежедневная работа с компьютером часто вызывает снижение зрения у сотрудников. Такие проблемы можно исключить или замедлить, соблюдая нормы и рекомендации:

  • световой поток — 300 Лк;
  • яркость элементов в осветительных приборах менее 200 кд/кв.м.;
  • коэффициент естественного освещения (КЕО) — от 1,2%;
  • расположение окна сбоку от места работы;
  • наличие индивидуальных приборов освещения в комплексе с общими, если последних не достаточно;
  • расположение локальных источников света справа от экрана;
  • отсутствие бликов на мониторе;
  • равномерное распределение луча света по столу и монитору.

Коэффициенты отражения окружающих поверхностей

Отражение от поверхностей — важный показатель при организации рабочего места. Коэффициент отражения поверхности означает способность основания отражать падающий световой поток. Он равен отношению света, отраженного от поверхности, к общему падающему световому потоку. Такие коэффициенты давно рассчитаны (в зависимости от материала цифры могут варьироваться):

  • пол — 0,2-0,4;
  • стены — 0,5-0,8;
  • потолок — 0,7-0,9;
  • стол, рабочая поверхность — 0,2-0,7.

Нормы освещения на производстве

Существуют определенные рекомендации по нормированию освещения в производственных помещениях. Они сильно отличаются в зависимости от точности и сложности работ. Например, для швеи, грузчика и сборщика мелких электротехнических изделий нормы совершенно разные. На производстве организация рабочих мест подчиняется таким требованиям:

  • отсутствие статических и динамических теней на месте работы (они являются фактором травматизма);
  • отсутствие бликов, отраженного блеска, излишней яркости, которые слепят сотрудников;
  • стабильная, немигающая подсветка;
  • верная цветопередача лампочек;
  • физическая прочность приборов, их стойкость к вибрированию, износостойкость.

Нормы по освещенности для разных производственных отраслей:

Разряд по зрительной работе Характеристика работы Освещенность, Лк (в зависимости от подразрядов а,б,в,г)
1 Наивысшей точности 400-1250
2 Очень высокой точности 300-750
3 Высокой точности 200-500
4 Средней точности 200-300
5 Малой точности 200-300
6 Грубая 200
7 Наблюдение за работой 20-75

Подразряды уменьшают норму по освещенности. Так, при подразряде а — постоянной работе, она выше, далее снижается при подразряде б (постоянное пребывание в помещении с периодическим трудом), в (периодическое пребывание на работе и периодический труд), г (наблюдение за коммуникациями, оборудованием).

Отраслевые нормы искусственного освещения

Кроме сведений СНиП, которые являются общими, есть ряд отраслевых документов, разрабатываемых специальными институтами. Они устанавливаются в зависимости от типа отрасли после анализа ее специфики, и только затем переходят в разряд рекомендаций. При отсутствии конкретных отраслевых норм придется пользоваться общими.

Все нормативы в промышленности зависят от точности зрительных работ, которая делится на 7 разрядов в зависимости от величины объекта работы и сложности труда. Например, точные работы (1-4 разряды) подразумевают наличие объекта размером от 0,15 мм (наивысшая точность) до 5 мм (средняя точность). Пятый разряд (малой точности) может включать работу со светящимися объектами.

При делении работ по сложности внутри разряда учитывается цвет фона, ведь он влияет на коэффициент отражения (так, черный цвет имеет самый низкий коэффициент отражения). Нормы обязательно учитывают следующие факторы:

  • длительность работы;
  • напряженность труда;
  • степень разрешения задачи — различение или поиск;
  • число объектов в поле зрения;
  • возраст сотрудников;
  • квалификация сотрудников.

Виды освещения

Существуют разные классификации освещения. Так, по локализации оно бывает таких типов:

  1. Общее. Предполагает равномерное освещение помещения без наличия темных или более светлых зон. Присутствие только такого освещения обычно наблюдается в зонах, где рабочий процесс осуществляется неполное время.
  2. Местное. Локальная подсветка помогает дополнительно осветить определенные рабочие зоны: компьютерный или школьный стол, технику и станки. Оно предполагает установку различных осветительных приборов в непосредственной близости от рабочего места.

Применение исключительно локального освещения согласно нормам недопустимо, поскольку в помещении неизбежно будут присутствовать перепады света — от глубокого затемнения до яркого. Это вызовет проблемы со зрением работников. По источникам света освещение также делится на несколько видов.

Естественное

Естественное освещение создается силами природы: прямыми солнечными лучами, а также диффузным (отраженным) светом небосвода. Отсутствие естественного света неблагоприятно для человека, ведь именно к нему глаза лучше всего приспособлены. Такой свет зависит от времени года и периода суток, в этом его основной недостаток. Но качество и объем поступающего естественного света зависит и от конструкции здания, количества и размера окон.

Существует даже специальная карта светового климата, состоящая из 6 зон, согласно ей должны проектироваться окна в зданиях. Естественный свет делится на такие виды:

  • верхний (свет проникает через проемы на участках с перепадами высот дома);
  • боковой (свет попадает через окна наружных стен);
  • комбинированный (сочетание двух предыдущих видов).

Искусственное

Без искусственного освещения в сумеречное время суток, в пасмурный день или зимой, когда рано темнеет, нормальный рабочий процесс невозможен. В качестве дополнительных источников света выступают лампы, светильники, торшеры, бра и прочие электроприборы. Обычно в офисы и на производство приобретают галогенные и светодиодные лампы. Обычные лампочки накаливания сейчас применяются редко, поскольку они тратят много электроэнергии, быстро выходят из строя.

Чаще всего освещение бывает смешанным, когда естественное сочетается с искусственным. Последнее также подразделяется на следующие виды:

  1. Рабочее. Обычное освещение, которое ежедневно применяется сотрудниками, помогает обеспечению рабочего процесса.
  2. Аварийное. Включается только при аварии, в экстренной ситуации, когда основное освещение отключается.
  3. Эвакуационное. Применяется для подсветки путей эвакуации людей при ЧС, обычно является не таким мощным, как рабочее.
  4. Охранное. Используется охранным персоналом, присутствует не на всех предприятиях, а по необходимости. Не нормируется по интенсивности.
  5. Дежурное. Остается включенным даже по окончании рабочего процесса (например, небольшое освещение коридоров в больших зданиях).

Освещение музейных коллекций

На нашем сайте мы стали чаще выкладывать не только информацию для бытового пользования, но и интересные материалы, относящиеся к конкретным профессиональным сферам. Наша цель — сделать ресурс интереснее, чтобы он мог служить для развития кругозора нашего любимого читателя.

Сохранность музейных собраний

Чем старше вещь, тем быстрее она ветшает

Организация музейной экспозиции немыслима без применения искусственного освещения, так как световая среда является одним из основных физических явлений, которое передает человеку большинство информации от окружающего его пространства. Однако у такого освещения есть и другая сторона – свойства излучаемого света ускоряют естественное старение экспонатов, из-за чего основная задача осветителей — суметь совместить эти свойства.

  • Вкратце, старение происходит из-за воздействия фотонов электромагнитного излучения от осветительного прибора (фотоиндуцированные реакции). Это явление не ярко выраженное, но для очень старых предметов оно по-настоящему губительно.
  • Отсюда следует основное правило музейного хранения – любой свет, установленный в пределах экспозиции (созданная световая среда), должен обеспечивать сохранность экспонатов и при этом выразительно их выделять на общем фоне.
  • Очень часто случается так, что эти требования напрямую противоречат друг другу, из-за чего смотрителям выставок приходится идти на компромисс при организации хранения в музеях и выборе средств освещения окружающего пространства.
  • По этой причине освещенность выставочных залов и музейных фондов рассматриваются, как совокупность всех факторов влияющих на экспозиционный цикл.

С этого момента начинается техническая часть данного материала.

Видимый спектр для человека

  • Как известно, видимый световой спектр человеком можно разделить на шесть частей: 680 нм (нано метров) или красный; 595 нм или оранжевый; 580 нм или желтый; 530 нм или зеленый; 482 нм или синий; 430 нм – фиолетовый цвет. Промежуточные значения занимают различные оттенки.
  • Цветовая температура источников освещения в музеях определяется эталонными температурными параметрами излучателя. То есть, если свет имеет температуру от 1000º до 2000ºК, в видимом спектре будет преобладать красное и желто свечение, а при температуре в 5000º-6000ºК — спектр начинает переходить в область синего, и белый свет приобретает соответствующий оттенок.

Влияние температуры света на цветовое восприятие

Практически любой источник света при формировании видимого светового потока отдает в пространство некоторое количество излучения, которое лежит вне спектра нашего видимого восприятия. Так, волны, имеющие длину короче, чем у фиолетового излучения, получили название ультрафиолетовые (УФ) – их область лежит в диапазоне от 10 до 380 нм, хотя для учета на практике используют укороченный шаг от 240 до 380 нм.

ИК излучение принято называть тепловым

Если вы желаете увидеть результат труда работников музеев, то приглашаем вас просмотреть подобранное нами видео, где показано освещение павильона в Эрмитаже.

Выбор вида проводки и проводниковых материалов

Проект освещения включает в себя схему расположения и подключения светильников. Для любой электроустановки нужно питание, поэтому цепи освещения разводятся по отдельным автоматическим выключателям или обычным выключателям ветвями, при наличии трехфазной электросети – нужно равномерно распределить лампы по фазам.

Кабельная продукция и соединители подбираются согласно мощности электрооборудования. Главные характеристики кабеля – это площадь сечения, от которой зависит предельно допустимый ток и изоляционные характеристики. Например, в цехах с агрессивной средой или там где возможны механические воздействия желательно использовать бронированный кабель.

Выбор площади сечения зависит не только от потребляемого тока, но и от протяженности линии, чем длиннее – тем большее сечение кабеля. Это играет существенную роль при протяженностях кабеля более 10 метров.

При расчетах кабельной линии электротехник должен учесть все характеристики и особенности эксплуатации электроустановки.

В зависимости от конструкции помещения используют один из видов прокладки провода:

  1. Открытая проводка используется в больших цеховых помещениях, кабеля прокладываются по так называемым елочкам или кабельным галереям. Это удобно при устранении неисправностей или его замене.
  2. Скрытая проводка используется в небольших помещениях, помещениях с повышенной влажностью и пр.

Это также влияет на площадь сечения кабеля, открытая проводка лучше охлаждается, значит, выдерживает большие токи при аналогичном скрытом сечении.

Кроме того, нужно предусмотреть гильзы и трубы для прокладки кабелей через перекрытия и стены, иначе их изоляция может повредиться в процессе эксплуатации. Если несколько кабелей проложены в одной трубе нужно учесть, то что они будут усиленно греться. Это нужно компенсировать соответствующим сечением жил.

Установленные нормы для музейного освещения

Вся система света, установленная в музее направленна на сохранение выставляемых экспонатов, а также на их наиболее эффективную демонстрацию посетителям. Все это гарантируют нормы освещённости, которые указаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

При этом каждый тип экспоната имеет свой уровень освещенности:

  • газетная бумага, ткани, акварели имеют максимальный уровень освещенности в 50 лк;
  • масляная живопись — 150 лк;
  • драгоценные камни и металлы— 500 лк.

Помимо этого, имеющиеся требования предписывают сведение к минимуму в световом потоке инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Ультрафиолетовое излучение способно оказывать прямое негативное влияние через разрушение молекулярных связей, а инфракрасное – косвенное, провоцируя старение материалов вследствие увеличения скорости протекания химических реакций при повышенной температуре.

Отечественные нормы и требования, а также ГОСТы разрабатывались тогда, когда еще не было в полной мере изучено пагубное влияние света на некоторые объекты искусства. Поэтому сегодня в мире наблюдается четкая тенденция к пересмотру норм для музейного освещения.
По новым требованиям, музейным экспонатам, после непрерывной экспозиции в течение 2-3 лет нужно дать «отдых». Это позволит продлить срок их сохранности лучше, а также в некоторой степени нивелирует негативное влияние от постоянного освещения в течение нескольких лет.
Также было установлено, что наибольшее влияние на художественные объекты оказывает не столько уровень освещенности, сколько количество получаемого ими облучения. Поэтому сегодня для каждого отдельного объекта необходимо устанавливать его норму облученности.
Как видим, в плане организации освещения музейного типа существуют достаточно много нюансов, норм и требования, учет которых обязателен, если вы хотите добиться сохранности выставляемых объектов.

Особенности работы в швейных цехах

На промышленных объектах, таких как швейные цеха и другие варианты производства, нормы освещенности разработаны для:

создания оптимального уровня света, который не приводил бы к утомлению зрительной системы работающих здесь людей;

Швейный цех

создания качественного продукта.

К специфике данного цеха относятся следующие моменты:

  • высокая нагрузка на зрение людей, сидящих за машинами;
  • высокая точность выполняемых работ;
  • потребность в хорошо развитой мелкой моторике;
  • наличие в работе разнообразных мелких деталей, которые нужно пришивать в нужных местах.

Все это приводит к высокой утомляемости глаз. Причем важную роль в утомляемости играет освещение — светильники и рабочие лампы, установленные в помещении. Чтобы снизить нагрузку на зрение трудящихся швей, разработаны специальные нормы, о которых мы поговорим немного ниже.
Стоит отметить, что в швейных цехах имеются повышенные требования к уровню освещённости из-за того, что здесь предполагаются мелкие моторные действия рук (работа с мелкой фурнитурой, вдевание ниток в иголки, формирование ровных стежков и т.д.). Поэтому здесь требуется несколько уровней освещения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрик в доме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: