Можно ли поставить ксенон в ПТФ законно?
Фары ПТФ – это внешние осветительные приборы, которые используются в качестве средств дополнительного освещения. Противотуманные фары могут использоваться только в условиях недостаточной видимости, при плохих погодных условиях. Все остальное время включение в работу таких фар – запрещено.
Можно ли ставить ксенон в противотуманки?
Поставить ксенон в противотуманные фары — законно ли это? Для того чтобы ответить на данный вопрос, стоит обратиться к законодательству, нормам, правилам, требованиям и предписаниям к использованию внешних осветительных приборов в оптике авто.
Разрешен ли ксенон в противотуманках, мы узнаем из закона. Для того чтобы вас не оштрафовали за ксенон в ПТФ, стоит знать несколько предписаний.
- Сотрудники ГИБДД не имеют права на месте проверять (определять) вмонтирован ли в вашу оптику ксенон или галоген. Подобным делом может заняться только инспектор ростехнадзора. Проверку могут официально провести только на специальной площадке.
- Чтобы не получить штраф, ваша оптика должна быть укомплектована согласно всем правилам, а именно, быть сертифицированной.
- Еще один момент – это маркировка. Запрещено устанавливать ксеноновые лампы в оптику, которая имеет маркировку, отвечающую за монтаж галогенок.
Маркировка в ПТФ
Если в вашей оптике присутствует маркировка с буквой «H», то вам стоит знать, что ничего кроме галогеновой лампы поставить вы сюда не можете, поскольку это действие будет расценено как противозаконное. Для ксеноновых ламп существует иная маркировка – «D». Опять-таки, стоит учесть, что этот тип оптики рассчитан только на установку газоразрядных ламп.
Незаконно!
- Устанавливать ксеноновые лампочки в оптику, которая по маркировке рассчитана на использование галогеновых ламп.
- Использовать ксеноновые лампы в не ксеноновой оптике.
- Проводить самостоятельную «реорганизацию» оптики с галогеновой на ксеноновую.
- Использование нерегламентированной ксеноновой оптики. У вас должен быть при себе специальный сертификат, который послужит подтверждением того, что переустановку оптики проводили специалисты, следуя всем нормам и правилам монтажа.
В случае невыполнения вышеописанных предписаний, каждый водитель может быть привлечен к ответственности. Мера пресечения незаконной деятельности – лишение водительских прав сроком от полугода.
Не смотря на то, что сотрудник ГИБДД не имеет права на месте остановки проверить вашу оптику на факт использования ксеноновых ламп, он может проверить маркировку. В том случае, если установленная лампа не соответствует маркировке, водитель понесет наказание. Также, его могут попросить проследовать на специальный пункт для прохождения полного технического осмотра, проводимого инспекторами технадзора.
Общие данные о ксеноновых фарах
Ксеноновая оптика главного света (речь идет не о ПТФ) подразумевает наличие специального автокорректора и омывателей. Корректор фар нужен для того, чтобы свет мог автоматически правильно направляться. Необходимость омывателей оправдана тем, что грязь, пыль и иные частицы могут засорить стекло.
В таком случае очень яркий ксеноновый свет может светить в неправильном направлении (когда лучи света преломляются и освещают не путь, а слепят проезжающих мимо водителей других транспортных средств).
Подобное правило нельзя отнести к противотуманным фарам, так как они выступают в роли дополнительного источника освещения и имеют особое назначение, а, значит, и более узкую область использования. Прежде чем вы решите нарушить правила и поставить в ПТФ ксенон вместо галогена в неадаптированную оптику, подумайте, к каким последствиям это может привести. Ксеноновые лампы довольно мощные, поэтому неправильно выставленные световые границы могут привести к риску ДТП и т. д. Рефлекторы (отражатели), которые установлены в галогеновой оптике при сочетании с ксеноновой лампой будут многократно усиливать негативный эффект. Поэтому вы получите не хорошо освещаемое дорожное полотно, а напротив, будете слепить водителей встречного транспорта и едущих впереди вас в попутном направлении, освещать обочину, деревья и все, что угодно, только не дорогу. |
Светодиодные лампы в автомобиле
Если вы решите использовать «светодиодную люстру» на крыше своего автомобиля, то так же приготовьтесь расстаться со своими правами. Ее эксплуатация предназначена исключительно для поездок в лесу, в горах и в других местах, которые не являются дорогой общего пользования. Проехав с включенной лампой по трассе, можно непроизвольно стать виновником множества ДТП. Во избежании неприятных разговор с инспекторами ГИБДД или даже штрафа, рекомендуем изготовить или купить какой-нибудь чехол. На трассе попросту закрывать ее чехлом, тогда у инспекторов не возникнет никаких вопросов.
Что касается светодиодных ламп головного света, то это отдельный разговор. Большинство светодиодов не имеют идеально белого цвета. Зачастую оттенок достигает голубого или синего цвета. Согласно ПДД, эксплуатация автомобиля в таком случае запрещена.
На транспортном средстве установлены:
— спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
— сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного. (п. 3.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.2006 N 109)
Пункт 3.6 Главы 3 Перечня неисправностей ПДД
Важно!
Если вы используете довольно дорогие лампы, которые дают чистый белый свет, то это как минимум поможет вам снизить вероятность остановки вашего транспортного средства сотрудником ГИБДД. Но если инспектор вас все же остановит, то лишения прав не избежать. Поэтому, на основании большинства судебных практик, советую отказаться вообще от использования данного вида источника света.
Если в автомобиле используются штатные лампы светодиодного типа или в качестве дневных ходовых огней — нет проблоем. Однако если вы решили самостоятельно что-то изменить в конструкции, думая, что вам от этого станет лучше видно дорогу, то спешу вас огорчить: подобные эксперименты попадают под пункт 3.1 ПДД.
Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
Пункт 3.1 Главы 3 Перечня неисправностей ПДД
А это в свою очередь подводит вас под ответственность по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ.
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. (часть 3 введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)
Часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ
Виды лампочек в ПТФ
Для освещения используют несколько видов лампочек:
- светодиодные;
- галогеновые;
- газоразрядные.
Галогеновые лампочки являются самыми распространенными. Они считаются достаточно эффективными и не ослепляют встречку. Вместе с тем такие лампочки в туманки ваз 2114 имеют малый ресурс и сильно нагреваются. Резкое охлаждение нагретого стекла может привести к трещинам и сколам. Если в погоне за освещенностью водитель установил слишком сильные лампы по сравнению со штатной мощностью, это приводит к перегреву БУ и автоматическому выключению фар.
Светодиодные лампочки пользуются все большей популярностью. Они отличаются широким цветовым диапазоном, достаточной яркостью и эффективным энергопотреблением. Светодиодки слабо нагреваются и не перегревают рабочую зону фары. Поэтому при длительной работе ПТФ фары не оплавляются и не выходят из строя. Фары с такими лампочками не слепят встречные машины. Но светодиодные лампы дороже галогеновых. Также необходим тщательный подбор ламп: они подходят не для всех типов фар.
Газоразрядные, или ксеноновые лампы, считаются самыми мощными и эффективными. В правилах есть строгие ограничения по использованию газоразрядных ламп. По закону эти лампы используют только в фарах с маркировкой «D», оснащенных автоматическим корректором. Их установка и замена отличается большей сложностью, чем установка галогеновых и светодиодных вариантов. При правильной установке срок их службы составит около 3 лет.
Существенными недостатками ксеноновых ламп являются высокая цена и тот факт, что если перегорела одна из лампочек, нужно будет заменить обе лампы.
Опасности
При всех плюсах, проблем с этим типом автомобильной оптики больше, чем с альтернативными вариантами.
Привлекает внимание инспекторов, иномарки тормозят реже, поскольку там такой свет бывает предусмотрен конструкцией, а вот яркий бело-голубой свет на российском авто всегда бросается в глаза и такие машины чаще останавливают и выписывают штрафы, не только за ксенон.
Требует сложной, дорогой установки и дополнительного оборудования в неприспособленных машинах. Создает повышенную нагрузку на проводку, которая не предназначена для этих целей
С учетом затрат на само оборудование, установку, необходимость замены сразу двух фар, если из строя выходит одна, адаптацию электроники и прочего выйдет недешево.
Перерасход топлива, в среднем расход ГСМ увеличивается на 0,1 л. за 100 км.
Как избежать ответственности за ксенон?
За легальный ксеноновый свет, соответствующий всем требованиям ПДД и ГОСТ, к водителю не могут применить никакие санкции. Если же переделка была сделана самостоятельно и не оформлена в установленном порядке, логично, что водитель должен понести ответственность. Единственный способ как-то смягчить вид наказания — постараться обжаловать постановление по п.3 ст.12.5 и переквалифицировать нарушение на п.1 ст.12.4 КоАП. Что грозит за ксенон в такой ситуации?
Если автомобилисту удастся доказать, что была осуществлена установка световых приборов с режимом работы, не соответствующим требованиям эксплуатации авто, он может обойтись штрафом в 3000 рублей. На практике сделать это очень сложно, но попасться в руки сотрудников ГИБДД тоже. По правилам они могут только сверить маркировку фар, но проводить диагностику приспособления и лампочек и определять правомерно ли они установлены на данный тип автомобиля могут только эксперты технадзора — в диагностическом центре или на месте, если находятся в рейде вместе с инспектором.
Примеры судебных решений по ксенону
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>kquote>
Ознакомиться с судебной практикой по использованию ксеноновых ламп можно в интернете: решения легко найти в свободном доступе.
В качестве примера рассмотрим реальное дело, в результате которого водитель за нелегальную установку ксеноновых ламп избежал лишения прав.
Мировой судья г. Челябинска вынес положительное для водителя постановление и ограничился только штрафом размером 500 рублей.
- В отношении Б. был выписан протокол о привлечении к ответственности по 12.5.3 КоАП РФ.
- Инспектор ГИБДД дал разъяснения относительно нарушения: сообщил, что Б. незаконно установил в фары своей машины газоразрядные лампы в нарушение Основных положений по допуску транспорта к эксплуатации.
- Б. в ходе судебного заседания сообщил о несогласии с данным протоколом. Основные доводы опирались на п. 3.6 Положений, указывающий, что ТС не допускается к эксплуатации, если в передних световых приборах установлены огни любого света, за исключением белого, желтого или оранжевого.
- Цвет ламп на автомобиле, принадлежащем Б., соответствует техническим требованиям и не противоречит закону.
- Б. удалось убедить судью, что квалификация правонарушения осуществлялась неправильно; в данной ситуации должны применяться нормы 12.5.1 КоАП РФ.
- Дело об административном правонарушении Б. было возвращено мировым судьей в отдел ГИБДД.
- Подразделение переквалифицировало нарушение и обязало Б. к административному штрафу по ч.1 ст. 12.5 КоАП.
- Постановлением мирового судьи города Шахты вынесено постановление о лишении З. права управления ТС сроком на 6 месяцев.
- Автомобиль был остановлен инспектором ГИБДД в 2020 году после визуальной оценки несоответствия света фар требованиям ПДД. При досмотре установлен факт оснащения передних фар машины газоразрядными лампами.
- З. пытался аргументировать позицию защиты, сообщая, что ТС 2 месяца назад прошло техосмотр, а световое оборудование устанавливалось в официальном автосервисе. З. возражал, что у работников ГИБДД, потребовавших открыть капот после остановки машины, нет полномочий для проведения технического осмотра.
- Изучив материалы дела, мировой судья определил, что действия инспекторов по исследованию подкапотного пространства невозможно отнести к техническому осмотру: исправность автомобиля не проверялась.
- При досмотре ТС представителями ГИБДД выявлено отсутствие автоматического корректора фар, необходимого для соответствия фар с газоразрядными лампами ГОСТу.
- На основании информации в протоколе, вещественных доказательств (изъятых ксеноновых ламп и блока розжига), и ст. 12.5.3 Административного кодекса, было вынесено решение о лишении З. прав на 6 месяцев.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Можно ли поменять простую галогеновую лампу на ксенон? | Нельзя. |
Какая ответственность грозит за нелегальный ксенон в 2020 году? | Лишение права управления ТС на срок 6-12 месяцев. |
За ксеноновые фары всегда полагается наказание? | Нет. Административное воздействие не применяется, если ксенон установлен изготовителем автомобиля, или легализован при согласованной модернизации ТС. |
За незаконный ксенон в 2020 году предусмотрено только лишение прав? | Отстранение водителя от управления ТС за незаконный ксенон – самая популярная судебная мера. Но при аргументированной защите можно добиться квалификации правонарушения по ст. 12.5.1 КоАП, предусматривающей , максимум, штраф в размере 500 рублей. |
Как выглядит маркировка ламп ксенона на фаре в 2020 году? | DC – ближний, DR — дальний, DCR — двухрежимный свет. |
В заключение предлагаем ознакомиться с решениями судов, которые признали факт административного нарушения у водителей, использовавших ксенон в галогеновых фарах, и назначили лишение права управления ТС.
Решение суда по ксенону 1
Решение суда по ксенону 2
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Аннулирование (прекращение) регистрации за ксенон
В последние годы ГИБДД практикует такую форму наказания, как аннулирование регистрации автомобиля за несоответствие его техническому регламенту. Чаще всего практику прекращения регистрации можно встретить за установку ГБО (переоборудования машины на газ), кенгурятника и тому подобного — главное для этого, чтобы автомобиль был переоборудован. Установка ксенона, если заводом-изготовителем не предусмотрен ксенон, является переоборудованием автомобиля, так как на него устанавливается компонент, который не соответствует испытанному на данной модели автомобиля уровню безопасности.
Следовательно, и за ксенон могут аннулировать регистрацию авто. Как это происходит? Чаще всего Вам просто по почте приходит извещение от ГИБДД о том, что регистрация Вашего автомобиля прекращена в связи с установкой ксенона. До этого Вас, конечно же, должны были ловить с ксеноном (и, скорее всего, неоднократно). Также с извещением придёт требование предоставить машину на осмотр в ГИБДД — также, как если бы Вы пригнали автомобиль на осмотр при покупке для регистрации.
Если Вы этого не сделаете, то, когда Ваши документы пробьёт по базе остановивший Вас однажды сотрудник ДПС и увидит прекращение регистрации, на первый раз выпишет штраф в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.1 КоАП. На второй раз Вас ждёт уже вилка из штрафа 5000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца. При этом, свидетельство о регистрации (розовый пластик) и госномера у Вас изымут.
Увы, но аннулирование регистрации по сути, хоть и абсурдно, но вполне законно. Такое право даёт пункт 50 Приказа №399 «О порядке регистрации транспортных средств».
Ксенон в противотуманках: какие лампы устанавливать
Сразу отметим, при замене штатных ламп на газоразрядные нужно учитывать особенности и принцип работы самих ксеноновых лампочек
Также необходимо принимать во внимание особенности работы и целевое назначение самих ПТФ
Первое, принцип работы ксеноновых ламп основан на свечении инертного газа (газ ксенон) в результате воздействия электрической дуги. Газ закачан в стеклянную колбу под высоким давлением. Электрическую дугу создают высоковольтные импульсы, которые формирует специальный блок розжига.
При этом цветовая температура свечения ксеноновых ламп может отличаться. Например, можно встретить лампы 4300 К (ближе к солнечному свету 5000 К), 5000 K, 6000 К и т.д. В любом случае, галогенки имеют температуру не выше 2800 К. Что касается яркости свечения, ксенон имеет 3200 Лм, тогда как галогенки всего лишь 1450 Лм.
При этом важно понимать, что в ПТФ даже в случае с галогеном изначально стоят не такие мощные и яркие лампы, как в головном свете. Причина заключается в том, что основная задача противотуманок не состоит в дальности освещения дороги
Для ПТФ важно светить максимально низко, освещая дорогу перед автомобилем так, чтобы световой поток «стелился» по дороге и не поднимался выше 30-50 см.
На практике это означает, что для замены галогенок в туманках важно подбирать такие ксеноновые лампы, которые будут выдавать свечение, похожее не все тот же галоген. Оптимально по температуре свечения выбирать варианты около 3800К, которые будут давать «желтоватый» свет
В свою очередь, ставить яркие и мощные лампы с белым или голубым свечением не рекомендуется. В тумане такие лампы практически бесполезны.
Также добавим, что если есть такая возможность, ксенон в противотуманных фарах однозначно лучше ставить в линзу. Установка линз позволит качественно настроить ПТФ, избежать ослепления других водителей, а также получить четкий световой пучок, направленный исключительно на дорогу (без паразитных засветок).
Что нужно знать перед установкой
Секрет эффективности ПТФ заключается в направлении светового потока. Лучи рассеиваются в горизонтальной плоскости и накладываются на дорогу. При установке на заводе противотуманки выставляются под определенным углом наклона и настраиваются под световую границу. Точная регулировка позволяет водителю перемещаться при тумане без потери видимости. При этом автомобиль не слепит водителей, движущихся навстречу.
Законодательством не запрещено устанавливать газоразрядные лампы в противотуманные фары, если монтаж выполнен без нарушений общих требований. Некорректно смонтированное устройство может стать причиной запрета эксплуатации автомобиля сотрудниками ГИБДД. Для законной установки ксенона необходимо, чтобы фара была предназначена для газоразрядных ламп. Проверить совместимость можно по маркировке, которая нанесена на каждой ПТФ:
— «D» — конструкция предусматривается установку ксеноновых ламп;
— «H» — фара предназначена для установки только галогенок. Ксенон не допускается.
Если установить ксенон в ПТФ, которая предназначена под галогенки, то нарушиться фокусировка. Отражение и преломление света в хаотичном порядке приводит к нулевой эффективности в условиях тумана и ослеплению встречных автомобилей. Рекомендуемое решение для газоразрядных световых излучателей — линзованная оптика, которая фокусирует световой поток на расстоянии 10-15 метров. ПТФ с ксеноном должны оснащаться автокорректором, который плавно поднимает фары при включении и опускает их при выключении.
Пример из судебной практики
Анализируя судебную практику по регионам России, можно прийти к выводу, что если дело дошло до суда, то в 90% случаев наказанием будет лишение прав на срок 6 месяцев.
Несмотря на то, что в нашей стране не прецедентное право, а кодифицированное, судебная практика имеет важное значение при вынесении решений. Ознакомиться с судебной практикой можно с интернете, поскольку судебные решения находятся в свободном доступе
Ознакомиться с судебной практикой можно с интернете, поскольку судебные решения находятся в свободном доступе.
Вот лишь один пример решения, принятого судом по вопросу ксенона. Постановление от 28 июня 2020 г. по делу № 5-405/2017. Дело рассматривалось в суд. уч. №100 мирового судьи Красногор. судеб. района (Московская область).
Транспортное средство было остановлено, поскольку инспектор визуально определил несоответствие фар требованиям закона. После произведенного досмотра было выявлено что установлены газоразрядные лампы.
Лицо, в отношении которого было возбуждено дело, пытался аргументировать свою позицию тем, что автомобиль прошел техосмотр и оборудование устанавливалось в официальном сервисе.
Однако исследуя материалы дела, суд установил, что действия сотрудников по досмотру подкапотного пространства не относятся к техническому осмотру, так как техническая исправность автомобиля не проверялась.
В ходе осмотра было выявлено отсутствие автоматического корректора фар, который необходим для соответствия ГОСТу.
Подводя итог, стоит отметить, что установка колхозного ксенона это прямой путь к лишению прав. Стоит это более ярких фар и красоты автомобиля, каждый водитель решает сам.
Также необходимо понимать, что переоборудование тс для использования ксеноновых ламп достаточно дорогостоящий процесс.
Устройство и принцип работы ксенона описывается в статье: принцип работы ксенона. Плюсы и минусы ксенона смотрите на странице.
Про установку ксенона на мотоцикл узнайте из этой информации.
Главные аспекты
Они бывают многих типов, это галоген, ксенон, лампы накаливания или светодиоды, и поэтому разные варианты по-разному выглядят и эксплуатируются.
Если же водитель заменит лампочки автомобиля на ксеноновые — это однозначно будет нарушением, поскольку это нельзя назвать переоборудованием, скорее это квалифицируется как использование нештатного оборудования в приборах освещения транспортного средства.
Инспектор ГИБДД, который остановил автомобиль, должен иметь при себе инструментарий для исследования осветительного прибора и измерения света на соответствие нормам, установленных законом.
Возможно привлечение технических экспертов, которые оценят соответствие техники той, которая должна быть установлена в машине или другом транспорте, а также распишутся в протоколе.
В ходе составления протокола также могут не только определить предварительное наказание, но и изъять приборы, не соответствующие закону, либо же забрать машину на штрафстоянку, если демонтировать не позволяют условия или погодная обстановка.
Первоначальные данные
Таким образом, можно сказать, что считается нарушением, если водитель самовольно установил не предусмотренные конструкцией машины фары или не отрегулировал их по требованиям ГОСТ.
Именно на основании этого применяется административное наказание, и нет никакой разницы, в основной свет, или противотуманный, была установлена ксеноновая лампочка, без согласования и разрешения ее применение в несовместимых фарах повлечет за собой только один исход — в виде лишения водительских прав.
Для чего его ставят
Ведь этот тип освещения — один из лучших на данный момент, поскольку не слепит водителей при правильной настройке, дает ровный и интенсивный свет, который обладает вполне четкой границей видимости.
К тому же, ксеноновые лампочки служат намного дольше, чем те же галогеновые осветительные приборы, а это значит, что примерно раз в пять реже в сравнении с ними придется менять ксеноновый свет.
Эффект усиливается, если добавить к лампочкам линзы, дающие эффект “ангельских глазок”, поэтому ксенон часто используется любителями моддинга автомобилей и способен создать ажиотаж в автосообществе.
Но все усложняется тем, что не каждый автомобиль может быть модифицирован добавлением ксенонового света, но если это предусмотрено конструктивно, то никаких проблем с этим не возникнет.
Какими нормативными актами регулируется (статья)
Прежде всего использование предусмотренных конструкцией транспортного средства фар оговаривается в Правилах эксплуатации транспортных средств, и частично — в ПДД, ведь своевольная замена элементов освещения или неправильная регулировка вполне могут квалифицироваться как ненадлежащее обслуживание автомобиля и даже неисправность.
Но несмотря на то, что при оформлении ксенонового нарушения применяется общее понятие о непригодности автомобиля для использования, за него полагается довольно четкое наказание.
В нем написано, что если водитель будет задержан сотрудником ГИБДД за использование ксеноновых лампочек или фар ненадлежащего цвета, а также неправильно работающих световых приборов, то его лишат прав, при этом другого варианта наказания попросту не существует, и на вопрос, можно ли получить штраф за ксенон, вполне можно ответить, что нет, ведь только процедура лишения прав за ксенон пока является ответственностью за данное правонарушение.
А более четко и однозначно о наказании за ксенон говорит Постановление ГИБДД от 2010 года в виде разъяснения.
Как избежать штрафа за ксеноновые фары
Зная, во сколько обойдется штраф за ксенон, вам вряд ли захочется попасться на горячем. Но кое что сотрудникам ГИБДД или ДПС вы можете противопоставить.
Что делать, если вас останавливает инспектор и заявляет, что вы нарушаете закон, и используете ксеноновые лампы?
- Первым делом попросите его подкрепить чем-то свое обвинение. Уточните, как было определено нарушение.
- Если инспектор обосновал нарушение и попросил открыть капот, чтобы осмотреть фары, попросите его предъявить удостоверение. Вы вправе не отрывать капот, если не убедитесь, что перед вами именно сотрудник ГИБДД.
- Можно также заявить инспектору, что в ваших фарах установлены галогенные лампы с “холодным” свечением. Спектр их света почти такой же, как у ксеноновых.
- Если сотрудник не отступает, требуйте привлечь понятых и составить протокол. Помните, что для его составления необходима объективная причина и личных подозрений инспектора недостаточно.
- В случае, когда сотрудник ГИБДД давит на вас под предлогом “досмотр есть осмотр” — игнорируйте его. По закону, досмотреть ваше авто без вашего согласия инспектор может только в том случае, если имеется постановление суда. Однако он в праве осмотреть машину снаружи.
- Если инспектор все же составил протокол с понятым, заявите, что статья 162 Административного регламента запрещает вынимать лампу для определения ее типа. В статье идет речь о правилах досмотра и разрешается проводить его только при соблюдении конструктивной целостности автомобиля. Инспектор не сможет точно установить тип лампы, а значит он не имеет права изъять ее или снять номера с автомобиля.
Каждому водителю следует знать, что основанием для проверки автомобиля на стационарном посту может быть только установленное нарушение. Личных убеждений сотрудника ГИБДД недостаточно для того, чтобы привлечь вашу машину к осмотру на стационарном пункте.
Яркий пример того, как необходимо действовать, чтобы избежать штрафа за ксенон. Сотрудники ДПС не смогли лишить прав молодого человека за использование ксеноновых ламп:
Законные пути решения проблемы
Оказывается, избежать наказания в виде лишения прав и обеспечить себе яркое световое сопровождение в темное время суток можно, но такая процедура не по карману многим автовладельцам.
Есть вариант немного дешевле. Устанавливаются тюнинговые фары, снабженные линзовыми модулями, в которые вставляются ксеноны, температура свечения которых не превышает 4300 К.
Благодаря такому решению, сохраняется необходимая мощность, а световое сопровождение идентично галогенным лампам, в силу чего найти отличия за линзой, ксенон это или нет, не представляется возможным.
Существует еще один законный способ усиления светового сопровождения. Можно попросту отполировать поверхность стекол, того же эффекта можно добиться и при замене старых фар на новые, поскольку пластмасса со временем теряет свои светопропускные способности в силу внешних раздражающих факторов.
ПДД и ГОСТы о ксеноне
В пункте 19 ПДД подробно указано как и когда водитель во время дорожного движения обязан пользоваться световыми приборами автомобиля. В условиях плохой видимости, в темноте и тоннелях должны быть включены фары дальнего или ближнего света в зависимости от сопутствующей ситуации (речь о переключении дальнего света на ближний при встречном движении авто или наличии яркого освещения на улицах). Если в темное время суток или в условиях плохой видимости осуществляется остановка или стоянка, водитель обязан включить габариты. Если их света недостаточно, то разрешается включать ближний свет и противотуманки.
В «Основных положениях о допуске ТС к эксплуатации» сказано, что использование автомобилей, которые не соответствуют требованию конструкций, запрещено. К таким запрещающим условиям относится и применение таких ламп в фарах, которые не предусмотрены заводом-изготовителем при конструировании ТС. В ГОСТ Р 51709-2001 указано какие типы фар должны быть установлены на конкретной категории транспортного средства, а также подробно расписано и рассчитано какой должна быть сила света, угол наклона светового луча от лампы и т.д. Если такие условия соблюдены не будут, то водитель может понести ответственность в соответствии с КоАП РФ. Автомобилисты часто называют этот нормативный акт «закон о ксеноне», но на самом деле ответственность грозит не только тем водителям, которые установили на свой автомобиль ксеноновые лампы белого цвета, но и любые другие (галогеновые, светодиоды), не соответствующие требованиям заводской конструкции фар.
Штатный ксенон
Поскольку процедура установки ксеноновых фар и всех сопутствующих деталей и частей дорогостоящая, ее используют только заводы-изготовители люксовых марок автомобилей или только по специальному заказу. Ксеноновая лампа представляет собой газоразрядную колбу, которая наполнена инертными газами. Для ее работы необходимо устанавливать блок поджига, который является источником питания (в других типах ламп для фар используется нить накаливания). Под действием электроразряда газ, находящийся внутри ксеноновой колбы, превращается в плазму и за счет газового разряда происходит свечение.
Штраф за ксенон в 2018 году водитель не получит, если такие фары были установлены на заводе или были установлены самостоятельно и оформлены по закону. Для этого необходимо обратиться в экспертную организацию, которая выдаст протокол, подтверждающий возможность переделки фар на конкретном автомобиле. С этим протоколом нужно обратиться в ГИБДД, написать там заявление. Эксперты Госавтоинспекции, а точнее технадзора при ГИБДД изучат заключение экспертизы и поставят резолюцию на заявлении, если не обнаружат никаких проблем. С пакетом документов автовладелец должен обратиться в лицензированный сервисный центр, где и проведут всю работу по установке ксенона. После осуществления установки необходимо еще раз пройти экспертизу, получить диагностическую карту с подтверждением прохождения техосмотра и снова обратиться в ГИБДД для получения отметки о том, что переделка была проведена законно. Установку можно осуществить и самостоятельно, но для этого необходимо в заявлении задекларировать все проведенные работы. В остальном схема оформления такая же.
Нештатный ксенон
Все переделки, которые не были оформлены по схеме, описанной выше, будут незаконными. И у проверяющих (сотрудников ГИБДД или иных уполномоченных лиц) будут все основания привлечь водителя к ответственности за использование световых приборов, не соответствующих требованиям конструкции данного транспортного средства. В автомобильной сфере часто можно услышать термин «колхозный ксенон» — речь идет как раз об установке такого незаконного света. Главный риск самостоятельной установки ксеноновых ламп в том, что водители не утруждают себя полной заменой и остальных деталей фар — распылителей, отражателей и т.д. На дорогах во время эксплуатации автомобиля такая небрежность может привести к печальным последствиям — авариям из-за ослепления светом неправильно установленных ламп.
Как избежать изъятие водительского удостоверения за установку газоразрядных ламп?
Если водитель автомобиля, в обычных или противотуманных фарах которого установлены газоразрядные (ксеноновые) источники света, был остановлен сотрудником ГИБДД, следует знать:
1) Данные удостоверения инспектора, его номер жетона и телефон дежурной части могут понадобиться для разрешения какой-либо конфликтной ситуации. Если водитель сочтет действия сотрудника ГИБДД неправомерными, он может обжаловать их в суде.
2) В 2009 году был издан Приказ МВД №185, согласно которому транспортное средство может быть остановлено только в случае веских причин. Это значит, что остановка инспектором автомобиля может быть произведена в любом месте при визуальном обнаружении признаков нарушения
Следует обратить внимание, не произвел ли сотрудник ГИБДД остановку автомобиля в месте, в котором это действие запрещено ПДД
3) Инспектору потребуется открыть капот транспортного средства, чтобы убедиться в том, что ксенон не соответствует техтребованиям, и лишить водителя прав. Такое действия классифицируется как досмотр и требует наличия устройства, ведущего видеосъемку происходящего, и присутствия двух понятых.
4) По результатам досмотра составляется протокол. В нем должна быть отражена вся информация о его составителе, нарушителе и причине. Если водитель не получил каких-либо разъяснений в отношении его обязанностей и прав, в соответствующей графе он должен сообщить об этом и поставить свою подпись.
5) Если инспектор направляет транспортное средство на штрафстоянку, он нарушает правила своими действиями. Однако действия, связанные с изъятием номерных знаков, являются правомерными.
6) Протокол досмотра на наличие ксенона содержит графу с названием «объяснения лица». В нем следует написать о своем несогласии с претензиями инспектора и затребовать адвокатской помощи. Зачастую подобные дела рассматривают в пользу водителей, и последние не будут лишены права управлять транспортным средством за ксенон.