Почему CRI R9 важен?
CRI R9 является очень важным показателем, потому что многим источникам света будет не хватать красного, но этот факт будет скрыт из-за усреднения вычислений CRI, которые не включают R9. Как показано на диаграмме ниже, источник света действительно может работать достаточно хорошо с первыми 8 тестовыми цветными образцами, демонстрируя неплохие результаты для R1-R8. Для общей метрики CRI Ra это означает, что светодиод с плохой цветопередачей красного цвета все еще может обойтись с рейтингом 80 CRI (Ra).
Однако при более внимательном рассмотрении значения R9 видно, что свет будет очень плохим, в частности, для красных цветов.
Индекс цветопередачи в светодиодных лампах
Сегодня стандарт ТМ-30-15 не является обязательным, поэтому производители осветительной продукции на основе светодиодов продолжают оперировать понятием CRI. Стоит подчеркнуть, что методика измерения CRI не способно дать качественную оценку свету. Однако в подавляющем большинстве случаев потребителю приходится опираться лишь на этот коэффициент
Индекс цветопередачи светодиодных ламп может находиться в достаточно широком диапазоне значений CRI, поэтому уделять внимание этому параметру однозначно нужно. Специалисты, работающие в области освещения, рекомендуют выбирать для жилых помещений светодиодные лампочки с коэффициентом CRI близким к 90
В этом случае предметы интерьера будут выглядеть наиболее естественно.
Из всего вышеописанного следует вывод, что коэффициент цветопередачи в светодиодных лампах, несмотря на присущие методике недостатки, имеет такое же значение, как и другие технические характеристики (мощность, цветовая температура и пр.)
Особенно важно это понимать при выборе освещения детской комнаты. Перед детьми постоянно появляются новые яркие предметы, окрас которых принимается за норму и на всю жизнь откладывается в памяти
Низкокачественные светодиодные лампы способствуют формированию неправильного восприятия цветов, окружающих их предметов. Поэтому для освещения детских комнат рекомендуется использовать лампы и светильники прошедшие проверку по стандарту ТМ-30-15.
Почему при свете одной лампы лица принимают болезненный вид, а когда мы ее заменяем на другую, меняются просто волшебным образом? Все дело в индексе цветопередачи светильника.
Индекс цветопередачи – мера соответствия зрительных восприятий цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света при определенных условиях наблюдения.
Световая эффективность излучения (LER)
До сих пор в этой статье мы несколько свободно поменяли термины эффективность и действенность. Хотя они оба влияют на конечное количество люменов, испускаемых на ватт электрической энергии, технически эти термины означают разные вещи.
В строго научном смысле эффективность описывает общую потребляемую электрическую энергию (вход) по сравнению с полной энергией, излучаемой в виде света. Поскольку это соотношение, вход и выход описываются в ваттах, а выходная мощность обычно описывается как «радиометрические ватты». Короче говоря, радиометрической выходной энергией является энергия в форме электромагнитного излучения, независимо от ее влияния на воспринимаемую яркость. Эффективный светодиод на 50% преобразует 100 Вт электрической энергии в 50 Вт электромагнитного излучения и 50 Вт тепловой энергии.
Теперь, когда мы переходим к эффективности. Мы привносим функцию светимости в нашу дискуссию. Световая эффективность описывает, насколько эффективен конкретный световой поток при создании восприятия яркости. Свет с низким CRI с большим количеством зеленой и желтой энергии длины волны благодаря функции светимости будет иметь более высокую световую эффективность, в то время как свет с высоким CRI, спектр света которого является более полным и равномерно распределенным, будет иметь более низкую световую эффективность, потому что длины волн менее эффективны при создании воспринимаемой яркости.
Глубоко в научно-исследовательских лабораториях разработки светодиодов инженеры постоянно оценивают этот компромисс между качеством цвета и эффективностью. Удобная мера, называемая световой эффективностью излучения, или сокращенно LER, помогает количественно оценить это.
По сути, LER исключает из уравнения аспект электрической эффективности светодиодов и фокусируется на радиометрическом выходе и его эффективности при создании воспринимаемой яркости.
LER может варьироваться в диапазоне от 0,0 до 1,0 в зависимости от спектрального распределения мощности и может использоваться для оценки фактической световой эффективности в люменах на ватт с использованием следующего уравнения:
LPW = Fe x LER x 683
LPW: световая эффективность, в люменах на ватт
Fe: радиометрическая эффективность (обычно 30-50% для светодиодов)
LER: световая эффективность излучения (обычно 0,2 – 0,5 для светодиодов)
683: коэффициент для преобразования LER в LPW
Так, например, если у нас есть светодиод с радиометрической эффективностью 40% и LER 0,40, мы можем оценить, что он будет давать значение светоотдачи примерно 110 люмен на ватт.
В качестве примечания можно также сделать вывод, что максимальная световая отдача 683 лм / Вт может достигать 100% электрически эффективного светодиода со 100% LER (который излучает только при 555 нм).
Еда на вынос? Можно не только увеличить световую эффективность, увеличив электрическую эффективность, присущую светодиоду и его системе, но также взглянуть на LER, который может быть получен непосредственно из спектра света.
Нижняя линия
Итак, у вас есть это – всесторонний взгляд на то, почему более высокий CRI и, следовательно, более широкий спектр, почти неизбежно приведут к более низкой световой эффективности. Это фундаментальная физическая проблема, и для ее решения необходимо определенное время, чтобы определить, когда и где следует идти на компромисс между эффективностью и эффективностью в сравнении с качеством цвета.
Определение и историческая справка
Индекс цветопередачи – это величина, полученная из отношения реального цвета к видимому или кажущемуся цвету предметов. Иначе говоря, он показывает насколько цвета предметов, освещенных искусственным источником света, соответствует истине. Его обозначают как Ra или CRI, сокращенно от англ. Color Rendering Index, что в дословном переводе звучит, как «Индекс отображения цветов».
CRI – это лишь одна из методик определения цветопередачи. Она обязательна для проверки источников света всеми производителями. Это определение появилось примерно в 1960–1970 годах. До 1974 года проверка цветопередачи осуществлялась путем сравнения набора из 8 цветов, после было добавлено еще 6 дополнительных. В итоге при измерении индекса (коэффициента) цветопередачи используют 8 или 14 цветов, они указаны в DIN 6169.
При этом обязательная проверка заключается в сравнении первых 8 цветов спектра, сравнение 14 цветов осуществляется в случае необходимости или в специальных целях, но при расчетах индекса они не учитываются.
Измерение индекса цветопередачи
Измеряют индекс цветопередачи при разработке источников света. Для этого исследуемым источником света освещают на шаблон или поверочную таблицу, на которой нанесены стандартизированные цвета R1–R8.
Далее, специальными приборами замеряется значение цвета. Так получают информацию о том, как выглядят цвета под конкретным источником.
Следующий этап – освещение поверочного шаблона эталонным источником света и снятие показаний с приборов для определения цветов.
После полученные данные обрабатываются по методике CIE и получают отклонение полученных цветов от эталонных.
Цвета обозначаются как Ri, где i – номер цвета. Их названия:
- R1 – увядшая роза.
- R2 – горчичный.
- R3 – салатовый.
- R4 – светло-зеленый.
- R5 – бирюзовый.
- R6 – небесно-голубой.
- R7 – фиолетовая астра.
- R8 – сиреневый.
В результате получают цифру от 0 до 100. Индекс цветопередачи равный 100 имеет солнечный свет. Чем меньше полученное значение, тем хуже передаются цвета. Полученные значения можно разбить на степени, указанные в таблице ниже.
Характеристика цветопередачи | Степень цветопередачи | Коэффициент цветопередачи |
Очень хорошая | 1А | Более 90 |
Очень хорошая | 1В | 80–89 |
Хорошая | 2А | 70–79 |
Хорошая | 2В | 60–69 |
Посредственная | 3 | 40–59 |
Плохая | 4 | Менее 39 |
Также иногда добавляю в оценку 9 цвет – насыщенный красный.
DIN 5035 описывает, где можно использовать лампы с определенным уровнем цветопередачи:
Степень цветопередачи | Где используют |
1А | В помещениях, где требуется высокая точность цветопередачи. Это музеи, полиграфии, автопокрасочные мастерские, художественные мастерские и пр. |
1В | Школы, спортивные объекты, административные здания и промышленные объекты. |
3 | В помещениях, где нет особых требований к цветопередаче, например, в тяжелой промышленности. |
4 | Внутри помещений не используются, кроме натриевых ламп высокого давления (Ra=20), |
В DIN EN 12464-1 определены типы помещений и требуемых индексах цветопередачи, а также СНиП 23-05-95 в приложениях в качестве рекомендаций.
Почему нужно знать качество света
Необходимость введения указанного коэффициента объясняется отклонением передачи палитры всех тонов при одинаковой цветовой температуре. Данная характеристика значима при обустройстве:
- жилищ;
- офисных зданий;
- образовательных учреждений;
- объектов общепита и т.д.
Разнообразие цветов часто используется в оформлении выставочных центров Если для квартир или особняков описываемый показатель не столь важен — хватит и 80 баллов, чтобы пребывание внутри было комфортным. То для специализированных строений или помещений выбор ламп с учетом данной величины играет значительную роль. Взять, к примеру, стандартные нормы освещения на разных объектах:
- Музеи, магазинные витрины, выставочные центры, точки продажи текстиля одежды, творческие мастерские (т. е. везде, где важна правильная передача оттенка) — 90-100 Ra.
- Места большого скопления людей, офисные центры, торговые комплексы, медицинские или образовательные учреждения — от 70 Ra.
- Производственные помещения, склады — от 50 Ra. При чем такой «минимальный» параметр характеризуется значительными отклонениями от настоящего оттенка.
Вам это будет интересно Определение тока короткого замыкания
Всё, что 50 Ra также используется в различных сферах, однако не рекомендуется для применения в местах скопления и пребывания людей. Так, речь идёт об архитектурной или рекламной подсветке, а также уличном освещении.
Соотношение эталонного цвета с его тёплым/холодным отклонением
Любое искажение цветового спектра может нарушить атмосферу в картинной галерее, снизить качество работы мастеров в салоне красоты или парикмахерской и т.д.
Цветопередача. Индекс цветопередачи.
Это относительная величина, определяющая, насколько естественно передаются цвета предметов в свете той или иной лампы.
Цветопередающие свойства ламп зависят от характера спектра их излучения. Индекс цветопередачи (Ra) эталонного источника света (т.е. идеально передающего цвет предметов) принят за 100.
Чем ниже этот индекс у лампы, тем хуже ее цветопередающие свойства. Комфортный для человеческого зрения диапазон цветопередачи составляет 80-100Ra.
Например у традиционной лампы накаливания индекс цветопередачи составляет 80Ra, при цветовой температуре в 2700К.
Если говорить о светодиодных лампах, то они обладают исключительно высоким индексом цветопредачи, который составляет 85-90 Ra.
Индекс цветопередачи — мера соответствия зрительного восприятия цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света при определенных условиях наблюдения. Объективной характеристикой здесь является значение индекса цветопередачи Ra, максимально возможное значение которого равно 100. Чем больше индекс, тем точнее будет восприятие цветов. Проводить сравнения различных источников по величине Ra лучше при близких цветовых температурах. На практике обычно пользуются тремя категориями цветопередачи
Ra между 90 и 100.
Прекрасные цветопередающие свойства. Область применения: в основном там, где важна точная оценка цвета.
Ra между 80 и 90.
Хорошие цветопередающие свойства. Области применения: там, где точная оценка не является приоритетной задачей, но хорошая цветопередача все же важна.
Ra ниже 80.
Цветопередающие свойства от удовлетворительных до плохих. Области применения: там, где цветопередача не важна. Максимальное значение коэффициента Ra составляет 100 (это значение принимается для солнечного света, а также для большинства ламп накаливания).
Характеристика цветопередачи лампы описывает, насколько натурально выглядят окружающие нас предметы в свете этой лампы. Выражением этого является общий индекс цветопередачи Ra. Для определения величины Ra, из окружающей среды выбирают 8 тестовых цветов, которые освещаются тестируемой лампой, а затем стандартной лампой, имеющей такую же цветовую температуру (от температуры «черного тела» до дневной). Чем меньше разница в цветопередаче между тестовыми цветами, тем лучше цветопередача исследуемой лампы. Максимальное значение Ra составляет 100 (как среднее для 8-ми тестовых цветов).
В зависимости от места установки лампы и выполняемой ими задачи искусственный свет должен обеспечивать возможность наиболее лучшего восприятия цвета (как при естественном дневном свете). Данная возможность определяется характеристиками цветопередачи источника света, которые выражаются с помощью общего индекса цветопередачи Ra.
Коэффициент цветопередачи отражает уровень соответствия естественного цвета тела с видимым цветом этого тела при освещении его эталонным источником света
Для сравнения с рассмотренными источниками света фиксируется сдвиг цвета с помощью 8 (или 14) указанных в DIN 6169 стандартных эталонных цветов, который наблюдается при направлении света тестируемого или эталонного источника света на эти эталонные цвета. Чем меньше отклонение цвета излучаемого тестируемой лампой света от эталонных цветов, тем лучше характеристики цветопередачи этой лампы. Источник света с показателем цветопередачи Ra = 100 излучает свет, оптимально отражающий все цвета, как свет эталонного источника света. Чем ниже значения Ra, тем хуже передаются цвета освещаемого объекта.
Характеристика цветопередачи |
Степень цветопередачи |
Коэффициент светопередачи Ra |
Примеры ламп |
очень хорошо |
1A |
> 90 |
Галогенные лампы; люминесцентные лампы LUMILUX DE LUXE; HQI…/D |
хорошо |
1B |
80 — 89 |
Люминесцентные лампы LUMILUX; HQI…/NDL или WDL |
хорошо |
2A |
70 — 79 |
Стандартные люминесцентные лампы 10 и 25 |
хорошо |
2B |
60 — 69 |
Стандартные люминесцентные лампы 30 |
достаточно |
3 |
40 — 59 |
HQL |
недостаточно |
4 |
> 39 |
Натриевые газоразрядные лампы высокого и низкого давления |
Тестируемые цвета:
R1 |
Цвет увядшей розы |
R2 |
Горчичный |
R3 |
Салатовый |
R4 |
Светло-зеленый |
R5 |
Бирюзовый |
R6 |
Небесно-голубой |
R7 |
Цвет фиолетовой астры |
R8 |
Сиреневый |
Дополнительные тестируемые цвета с насыщенными красками:
R9 |
Красный R12 Синий |
R10 |
Желтый R13 Цвет кожи |
R11 |
Зеленый R14 Цвет зеленого листа |
R12 |
Синий |
R13 |
Цвет кожи |
R14 |
Цвет зеленого листа |
Какое освещение подобрать
Для разных помещений рекомендации отличаются. Все зависит от особенностей комнаты, зонирования пространства и других факторов. Но можно выделить несколько рекомендаций, чтобы было проще выбирать тип света.
Для кухни
В этом случае можно использовать разные решения, чтобы создать комфортную обстановку:
- Теплый свет лампы, расположенной посередине, подойдет для кухонь небольшого размера, которые не сложно осветить и одной люстрой. Лучше подбирать варианты с равномерно рассеивающими плафонами из матового стекла или пластика.
- Для тех, кто много и часто готовит, есть смысл оборудовать дополнительную подсветку рабочей зоны. Для нее лучше использовать естественный белый свет, чтобы выделить эту часть помещения и обеспечить идеальную видимость.
- Если дополнительно ставятся светильники для обеденной зоны, лучше выбирать лампы с теплым белым светом. Под ним все блюда выглядят более аппетитно, а также создается уютная атмосфера, чтобы спокойно собираться в кругу семьи.
Разные варианты освещения с одинаковой световой температурой – классическое решение.
Для зала
Гостиная – место отдыха и приема гостей, поэтому к ее освещению нужно подойти ответственно и сделать все правильно, не упуская ни одного важного момента:
Чтобы создать расслабляющую и непринужденную обстановку, стоит использовать теплый белый свет. Хорошо подойдет вариант с большой люстрой, в которой расположено несколько ламп, количество и мощность зависят от площади комнаты.
Можно использовать дополнительные элементы – мягкую подсветку натяжного потолка или светодиодную ленту, скрытую под выступающим плинтусом. А при выделении отдельных зон для чтения, приема гостей, рукоделия и т.д. стоит использовать точечные светильники, бра или торшеры. Все зависит от особенностей интерьера.
Лучше всего использовать варианты с возможностью выбора нескольких режимов освещения
Это позволит адаптировать свет под конкретные условия и акцентировать внимание на отдельной части комнаты, если есть необходимость.
В современных светодиодных люстрах можно регулировать не только количество горящих лампочек, но и цветовую температуру.
В гостиной создается обстановка, располагающая к отдыху.
Для спальни
Это помещение предназначено для отдыха и расслабления, поэтому его освещению надо уделить особое внимание. Ничего сложного нет, если помнить несколько простых рекомендаций:
Выбирать теплое освещение, которое создаст спокойную атмосферу. Желательно с возможностью приглушить свет еще больше, поэтому в люстре должно быть как минимум 2 режима.
Для чтения в кровати лучше установить бра или прикроватный торшер
Важно, чтобы плафон располагался не выше, чем в 60 см и равномерно рассеивал свет, освещая только половину кровати, чтобы не мешать спать второму человеку.
Если в спальне стоит зеркало, то стоит использовать подсветку естественного белого света. Он передает все оттенки максимально точно, что важно при нанесении макияжа и выборе наряда
Для удобства подсветку можно сделать и в шкафу-купе.
Если в спальне стоит рабочий стол, для его освещения лучше приобрести светильник, чтобы использовать при необходимости.
В спальне свет должен быть приглушенным, а для чтения лучше поставить светильник на тумбочке или повесить бра.
Для детской комнаты
В этом помещении особенно важно обеспечить качественное освещение, от него зависит зрение ребенка. Также нужно учитывать и возраст детей, это влияет на зонирование комнаты:
- Естественный белый свет подойдет для игровой и рабочей зоны. Тут проще всего использовать дополнительное освещение. Выбирать лучше всего светодиодные лампочки, которые не мерцают и меньше всего влияют на зрение.
- Общий свет стоит сделать теплым белым, чтобы в комнате было уютно и спокойно, а цвета мебели и других предметов передавались естественно. Использовать люстры или светильники с рассеивающими плафонами, чтобы исключить попадание прямого света лампочки в глаза.
- Можно установить мягкую подсветку потолка и включать ее в ночное время в качестве ночника. Это отличное решение, которое потребляет мало электричества и может настраиваться как по яркости, так и по цвету.
В детской нужно создать идеальную обстановку, чтобы зрение ребенка не напрягалось.
Кельвины, люмены и люксы что это такое и что важнее для яркости вывески?
Основной смысл работы рекламной вывески — это её восприятие, её видимость. Соответственно многие пытаются пользоваться таким понятием как яркость. Кажется, чем ярче реклама, тем более хорошо её заметно. Так ли это на самом деле?
Интересно, но по факту, это понятие весьма мифическое и сюда вмешивается такой показатель как цвет. Для рекламы самый оптимальный цвет — это белый и красный, но есть же фирменные цвета, синий, жёлтый… С ними тоже приходится иметь дело, что же делать? С этими цветами нужно работать очень аккуратно, внимательно подбирая необходимый тип засветки.
Как таковое понятие яркость относится, как правило, к белому свечению. Есть такая величина — кельвин. Так называется температура свечения и она колеблется, в среднем, от 2500 до 9000 кельвинов . Например, если брать тёплый свет, такой какой дает обычная лампа накаливания, то она имеет желтоватый цвет — это температура свечения примерно 2500 — 3500 кельвинов. Люминесцентная лампа теплого освещения даёт порядка 4500 кельвинов, а холодного свечения где-то около 6000. Соответственно температура свечения увеличивается от теплого желтого свечения к холодному белому.
Светодиоды, используемые в рекламных вывесках, это те источники, которые могут давать более холодный цвет — до 9000 кельвинов. Многие ошибаются, думая, что чем выше температура свечения, тем лучше. Это не совсем верно и на практике, по яркости, оптимальной считается температура свечения 5500 — 7000 кельвинов. Это яркий, белый, оптимальный цвет. А вот дальше уже идут вариации и всё зависит от дизайна и от фирменного стиля рекламоносителя. Где-то он необходим более желтоватый, где-то нет.
Здесь работают многие факторы, рекламодатели должны думать, как грамотно засветить рекламную вывеску, чтобы она заиграла. Для этого используются разные формы засветки: фронтальная, контражурная, полная засветка со всех сторон… Случается так, что некоторые компании, которые заказывают вывески, требуют определённый световой поток на поверхности. Этот определенный параметр освещённости лицевой поверхности измеряется в так называемых люксах. Имеется даже специальный прибор, который называется Люксметр, Таким образом, световой поток это величина, которая характеризует освещенность на поверхности.
Но есть еще величина — люмен — это то, что мы получаем от источника освещения. Иногда по городу можно увидеть вывески, которые светятся пятнами или светятся неравномерно — это как раз проблема того, что неправильно выполнено наполнение световыми элементами. При наличии таких моментов нужно, исходя из ситуации, подбирать источники света которые бы обеспечивали необходимую, равномерную засветку.
Итак, что мы имеем? Три световых величины:
- 1 — это температура свечения, измеряемая в Кельвинах;
- 2 — это Люкс, который характеризует световой поток на поверхности светового элемента, то есть то, что мы видим;
- 3 — это величина, которая характеризует количество световой энергии, которую выдаёт тот или иной источник света — Люмен.
Если говорить простым языком: Люмен больше, чем Люкс. Люмен это то, что выдаёт источник освещения, a Люкс это то, что до нас доходит, соответственно. И ошибочно полагать, что только от люменов все зависит и чем их больше, тем ярче вывеска.
Какие же рекламные вывески мы можем считать стандартными на улицах, какие яркими, а какие суперяркими? Что ж, это тоже имеет вполне конкретные характеристики:
- — освещенность лицевой поверхности стандартной вывески будет примерно 2000-2500 люкс;
- — яркой буде считаться вывеска с показателями 2500-3500 люкс;
- — и сверхяркой вывеской можно считать рекламу свыше 3500 люкс.
Световую рекламную вывеску всегда необходимо рассматривать в контексте с выполняемым цветом букв, размером самой вывески и учитывая еще кучу нюансов, которые можно прочувствовать только с опытом. Мы можем поставить яркие, по люксовым показателям, диоды, а на выходе получаем меньше, чем ожидали из-за фирменного синего или желтого цвета.
Надеемся, что теперь вы понимаете что такое Кельвины, Люксы и Люмены. И что их показатели нельзя рассматривать отдельно от общей картины.
Чтобы ваша рекламная вывеска была красивой, яркой и привлекала внимание клиентов просто позвоните нам по телефонам, указанным в шапке сайта, или пишите по WhatsApp +7(925)592-48-43 и наши специалисты с радостью помогут вам
Измерение коэффициента цветопередачи
Индекс цветопередачи люминесцентных ламп с различными люминофорами Для получения коэффициента цветопередачи какого-либо источника света (лампы) фиксируется сдвиг цвета с помощью 8 или 14 указанных в DIN 6169 стандартных эталонных цветов (шесть дополнительных цветов иногда используются для специальных нужд, но они не применяются для расчета индекса цветопередачи), наблюдаемый при направлении тестируемого источника света на эталонные цвета. Расчёт ведется по методике СIE, по которой получают численное значение отклонения цвета эталонов, освещенных исследуемым источником света. Чем меньше отклонение видимого цвета от естественного (больше индекс цветопередачи), тем лучше характеристика цветопередачи тестируемой лампы.
Источник света с показателем цветопередачи Ra = 100 излучает свет, оптимально отображающий все цвета, индекс цветопередачи у солнечного света также принимается за 100. Чем ниже значения Ra, тем хуже передаются цвета освещаемого объекта:
Характеристика цветопередачи | Степень цветопередачи | Коэффициент цветопередачи | Примеры ламп |
Очень хорошая | 1А | Более 90 | Серная лампа, Лампы накаливания, Галогенные лампы, Люминесцентные лампы с пятикомпонентным люминофором, Лампы МГЛ (Металогалогенные), светодиодные лампы |
Очень хорошая | 1В | 80-89 | Люминесцентные лампы с трехкомпонентным люминофором, светодиодные лампы |
Хорошая | 2А | 70-79 | Люминесцентные лампы ЛБЦ, ЛДЦ, светодиодные лампы |
Хорошая | 2В | 60-69 | Люминесцентные лампы ЛД, ЛБ, светодиодные лампы |
Посредственная | 3 | 40-59 | Лампы ДРЛ (ртутные), НЛВД с улучшенной цветопередачей |
Плохая | 4 | Менее 39 | Лампы ДНат (натриевые) |
Тестируемые цвета (основные):
R1 увядшая роза | R2 горчичный | R3 салатовый | R4 светло-зеленый | R5 бирюзовый | R6 небесно-голубой | R7 фиолетовая астра | R8 сиреневый |
Примечательно, что индекс цветопередачи и у ламп накаливания, и у неба северного полушария считается равным 100, при том, что ни один из них не является действительно безупречным (лампы накаливания очень слабы в освещении синих тонов, а северное небо при 7500 К, в свою очередь, слабо при освещении красных тонов).
Различия в величинах CRI меньшие, чем пять единиц, незначительны. Это означает, что источники света с индексами цветопередачи, скажем, в 80 и 84, практически одинаковы.[источник не указан 894 дня
Важные аспекты
При выборе светодиодных ламп для дома необходимо уделить внимание калибру и типу цоколя, а также размеру колбы. Перед покупкой стоит измерить плафон осветительного прибора или вовсе взять его с собой, чтобы избежать приобретения неподходящей по размеру лампочки. Для ламп, используемых в бытовых целях, стоит выбирать устройства с индексом передачи цвета CRI более 80 Ra при цветовой температуре 2500–3500˚К (теплый белый)
Наилучшее рассеивание света обеспечивают источники с углом рассеивания потока 150–170˚. Их лучше всего использовать для потолочных осветительных приборов. Для декоративной или точечной подсветки целесообразнее приобретать устройства с углом направленности светового потока до 40˚
Для ламп, используемых в бытовых целях, стоит выбирать устройства с индексом передачи цвета CRI более 80 Ra при цветовой температуре 2500–3500˚К (теплый белый). Наилучшее рассеивание света обеспечивают источники с углом рассеивания потока 150–170˚. Их лучше всего использовать для потолочных осветительных приборов. Для декоративной или точечной подсветки целесообразнее приобретать устройства с углом направленности светового потока до 40˚.
Некоторые лампы оснащены регуляторами интенсивности свечения. Такие устройства стоят дороже обычных LED-приборов, но обладают несколькими достоинствами:
- возможность менять яркость подсветки в помещении;
- более качественное исполнение изделия;
- высокий КПД;
- увеличенный срок эксплуатации.
Недостатки настраиваемых ламп:
- дороговизна;
- ограничения по сфере применения.
Опираясь на приведенные в статье сведения, каждый сможет подобрать лед, который не только позволит сократить траты на электроэнергию, но и обеспечит комфортную подсветку помещению любого назначения.
Некоторые рекомендации по подбору температуры света
- Освещение магазинов одежды, спортивных товаров.Любой магазин одежды разбит на секции, каждая из которых должна быть выделена собственным акцентным светом. Выкладка той или иной одежды на витрины должна осуществляться исходя из материала. Ткань выглядит в наиболее выгодном цвете при световой температуре лампы освещения в 5000 К, а кожа приобретает эффективность при 2500-3500 К.
- Освещение магазинов обуви.Магазины обуви также, как и одежды делятся на секции: обувь для мужчин, женщин и детей. Для каждого отдела подбирается своя температура света, например, для классической мужской обуви идеальный вариант лампы с холодным светом, для броской и разноцветной женской и детской обуви – лампы освещения в 3500 – 5000 К.
- Освещение бутиков.Освещение бутика зависит от его целевой направленности и дизайнерского стиля. Но в любом случае бутик – это узкоспециализированный магазин с небольшим количеством клиентов, поэтому освещение здесь должно быть располагающим. Для этого лучше подбирать лампы с температурой света до 3000 К.
- Освещение магазинов мебели и товаров для дома.Свет от ламп с плохой цветопередачей искажает цвет выставленной в салоне мебели и товаров для дома. Наиболее подходящее и успокаивающее воздействие на человека, а также отлично передающие оттенки изделий из дерева имеют лампы с температурой света до 5000 К.
- Освещение магазинов бытовой техники и электроники.Подобные торговые точки насыщены товаром, который имеет белый цвет (сантехника, кухонные приборы) и никелированные вставки. Для того чтобы белый цвет не приобретал желтый оттенок, а никель не искажал свет при отражении необходимо подбирать для освещения лампы с температурой света от 5000 К.
- Освещение ювелирных магазинов.Создавать освещение для ювелирных магазинов задача сложная. Существуют целые компании, которые специализируются на этом. Иногда для одного камня создают витрину с несколькими источниками акцентного света. Но в общем правила такие: платина и золото освещаются теплым светом, серебро и драгоценные камни – холодным.
- Освещение магазинов парфюмерии и косметики.Косметические торговые площадки заполнены мелким товаром, различия между которыми могут быть минимальными, особенно в цвете. Поэтому рекомендуется в подобных магазинах создавать яркий белый свет с температурой от 3500 до 5000 К.
- Освещение супермаркетов и продуктовых магазинов.Главная отличительная черта супермаркета – это его универсальность. Здесь продаются разные товары. Общий зал обычно освещается лампами с цветовой температурой в 4000 К. В отделах с кондитерскими изделиями и выпечкой применяется теплый, золотистый свет в 2500 – 3000 К. В отделах с замороженными и молочными продуктами продавец старается подчеркнуть свежесть продукта. Это достигается при помощи ламп с температурой света в 4000 – 6500 К.
- Освещение автосалонов.В автосалонах чаще всего применяется акцентное освещение каждого отдельного автомобиля. Существует правило, что автомобили теплых цветов должны освещаться теплым светом, который будет усиливать и подчеркивать первоначальную окраску, а автомобили серой, черной и белой окраски и их оттенков – лампами с холодным светом.
Качественный подбор температуры освещения зависит от технических характеристик лампы и задач, которые она должна решать. Для упрощённого расчета существуют специальные таблицы, при помощи которых можно подобрать подходящую лампу.