Пять советов, как создать правильное многоуровневое освещение

Освещение для разных комнат: важные аспекты

Бесспорно, для разных помещений требуется и разный свет. Рекомендации по выбору светильников таковы:

  • В гостиной необходимо мягкое освещение, создающее приятный фон, желательно, чтобы его можно было изменить по ситуации;
  • Кухня – нужно подсветить все функциональные зоны, следить, чтобы ваша тень не падала на столы, усложняя работу за разделочным столом, у раковины и плиты;
  • Спальня – требует приглушенного света, к примеру, можно поставить пару светильников у кровати и установить одну лампу на потолке;
  • Детская – здесь необходим яркий свет днем и приглушенный ночью;
  • Ванна и туалет – светильники должны быть защищенными от влаги, иметь лаконичный дизайн и простоту линий.

В общем, такие нехитрые правила очень актуальны для любой , где хозяева проводят замену освещения, хотят это сделать грамотно и без ошибок.

Особенности освещения

Общий тип подсветки в помещении предназначен для равномерного распределения светового потока по всей площади комнаты. Для этого светильники необходимо размещать в непосредственной близости от потолочной поверхности.

Размещение ламп

Кроме этого такая система имеет различные виды, которые различаются по конструктивному исполнению:

Локализованная подсветка

равномерное. В данной ситуации размещение осветительных приборов ведется в верхней зоне, создавая равномерный световой поток. В результате достигается размеренная освещенность помещения. Используется при отсутствии информации о месторасположении рабочих зон внутри помещений.

Равномерный световой поток

Помимо этого существуют и другие виды общего типа освещения:

направленное. Такая система встречается чаще всего. Зачастую имеет вид светового потока, исходящего из лампы и выраженного единым световым пятном. Здесь следует использовать лампы с открытыми плафонами. Можно также использовать светодиодное освещение, которое сегодня имеет красивое исполнение в виде люстр;

Направленная система освещения

рассеянное. Для того чтобы создать рассеянный световой поток достаточно просто использовать закрытый тип плафонов. Самым оптимальным вариантом будет использование плафонов в виде шара или полусферы;

Смешанное освещение

Как видим, каждая из вышеописанных систем может использоваться в любом интерьере разных домашних помещений. Отличным решением здесь будет встраивание осветительных приборов в подвесные конструкции натяжного или гипсокартонного потолка.

Оборудование и дополнительные приборы для студийной съёмки

Чтобы обеспечить хорошее освещение и легко отрегулировать его при необходимости, стоит использовать специальное оборудование и вспомогательные приборы. С их помощью можно создать удобное место для фотографирования практически в любом помещении. Основные варианты таковы:

  1. Лампы постоянного света. Чаще всего устанавливаются на специальных стойках, чтобы можно было регулировать не только высоту, но и направление светового потока. В зависимости от используемой лампы светильник может достаточно сильно нагреваться при длительной работе, поэтому его желательно располагать подальше от предметов, которые боятся высоких температур.
  2. Студийные вспышки или приборы импульсного света. Горят не постоянно, а только во время фотографирования. При этом лампы практически не нагреваются. Нередко в оборудовании есть и постоянное освещение, оно имеет небольшую яркость и позволяет улучшить фокусировку фотоаппаратуры, оценить освещенность и подобрать соотношение света и тени. Этот вариант может выпускаться как в виде моноблока, так и в форме двух элементов с отдельным управляющим модулем.
  3. Софтбокс – насадка в форме квадрата или прямоугольника. Это каркас из металлических прутьев, задняя часть которого закрыта черной тканью, а передняя обтянута белым рассеивающим материалом. Внутри поверхность отделана отражающим материалом для улучшения световых характеристик. Это базовый элемент, используемый чаще всего и подходящий для разных целей.

    Софтбокс – один из самых популярных элементов освещения в студийной фотографии.

  4. Октобокс – восьмиугольный элемент, который за счет своей формы рассеивает свет в разных направлениях и может подсвечивать сразу несколько объектов одновременно. Создается мягкое освещение с ненавязчивым светотеневым рисунком.
  5. Стрипбокс имеет вытянутую прямоугольную форму и предназначен для съемки ростовых портретов и других подобных объектов. За счет большой высоты он равномерно распределяет свет в определенном направлении.
  6. Зонты. Традиционное решение, подходящее для мягкого распределения света. Бывают двух типов, первый работает на просвет, сделан из тонкой ткани и нужен для уменьшения эффекта импульсного света, чтобы заполнить пространство мягким освещением. Второй вариант – плотная отражающая поверхность, которая эффективно отражает световой поток, но не подходит для узконаправленного пучка.
  7. Портретная тарелка. Предназначена для создания стильных портретов с равномерным мягким освещением. Используется многими известными фотографами, проста и удобна в использовании. За счет большого размера светораспределение получается идеальным.

    Портретные тарелки часто дополняют сотами для четкого распределения света.

  8. Фоновые рефлекторы предназначены для подсветки задней части. Позволяют убрать тени от осветительного оборудования и делают фон равномерным, без перепадов и засветов. При необходимости с их помощью можно создавать необычные фоновые эффекты.
  9. Тубусы имеют коническую форму, за счет чего могут создавать направленный поток света для выделения отдельного объекта или части портрета. Применяются и для создания светлых пятен на фоне. Часто дополняются сотами – насадкой на тубус, позволяющей получать четкие параллельные лучи.

Пасмурная погода

В пасмурную погоду тоже можно сделать хорошие кадры, хотя, казалось бы, солнца совсем не видно. На самом деле, когда оно скрывается за облаками, свет не концентрируется, а становится рассеянным и равномерным. Это значит, что при съемке вы не увидите четких контуров теней, светотеневой переход будет очень мягким. Такое освещение помогает подчеркнуть текстуру, мелкие детали станут хорошо различимыми

Облачная погода хорошо подходит для съемки красочных объектов, поскольку контраст не будет привлекать все внимание, основной целью станет цветовое или тоновое решение фотографии. Такой свет также применим для самых разнообразных видов съемок

Разве что природа в пасмурную погоду не предстает перед фотоаппаратом во всей своей красе.

С естественным светом работать не так сложно, нужно лишь посмотреть прогноз погоды в нужный день и выйти на улицу в нужное время. Что касается съемок в помещении – все еще проще.

Можно выделить два способа подсветить кадр при студийной съемке:

Осветительные приборы

Здесь световым источником могут служить любые осветительные приборы: лампы, светильники, дневной свет из окон, а также специальное оборудование. Создание фотографий при искусственном освещении очень удобно, поскольку это обеспечивает регулирование светового потока: лампы можно включать и выключать, направлять в нужную сторону, использовать лампы разных цветов

Чем больше осветительных приборов, тем больше простор для фантазии, но важно помнить о их качестве, некоторые приборы дают несбалансированный поток, что плохо влияет на фото. С искусственным освещением можно создать абсолютно любые эффекты для всех типов съемок

Печально то, что такие фотографии не всегда выглядят естественно.

Вспышка

Также в качестве светового прибора можно использовать вспышку. Как правило вспышка, встроенная в фотоаппарат, создает очень резкие тени в малом количестве, а светлые участки получаются очень яркими и иногда бликуют, из-за чего объект на фотографии может потерять весь объем. Поэтому, если есть возможность фотографировать без нее, лучше так и поступить. Однако существует еще и внешняя вспышка, с ней фотографии получаются лучше, ее использование, наоборот, желательно при необходимости.

При различных условиях освещение по-разному влияет на кадр, поэтому следует знать, как лучше поступить в том или ином случае, чтобы не навредить снимку.

С чего начать работу по установке светильников?

Создать грамотное освещение в квартире можно даже самостоятельно, хотя если вы не обладаете знаниями и не хотите тратить время на эксперименты, стоит пригласить профессионалов. Как же составить проект идеального освещения в квартире?

  1. При планировании учитывайте три задачи, которые решаются за счет света. Это рабочее освещение, общее и декоративное;
  2. Продумайте, как будет работать свет в квартире на протяжении суток. Просто сядьте и помечтайте, в какой дом вы хотите возвращаться вечером, какой свет нужен на кухне холодным зимним утром, какой – в ванной комнате;
  3. Приступите к технической части – какие понадобятся светильники, в какой количестве и какой мощности. Если вы полностью переделываете свет в помещении, без помощи специалиста не обойтись;
  4. Выберите нужные лампочки и осветительные приборы, пройдясь по магазинам, сравнив цены и качество;
  5. Учитывайте практические моменты – например, высоту потолка, размеры помещения, место расположения мебели.

Помните, что свет – это не только декоративный инструмент создания уютного интерьера, но еще и важный помощник в работе. От него не должны болеть глаза, а все, что находится у вас в руках, должно быть отчетливо видно.

Правила создания

При организации освещения в ландшафтном дизайне используются разные схемы

В каждой используемые светильники одновременно освещают придомовую территорию и акцентируют внимание на наиболее живописных зонах, просматриваемых из окон дома. Иногда они обозначают приватные уголки и активно заливают светом парадные подъезды

Учитывая этот комплекс требований, несложно определить:

  • сколько самих приборов нужно приобрести;
  • какой они должны быть формы и размеров;
  • куда будут отбрасывать свет после монтажа.

Контурная подсветка дальней части придомовой территорииИсточник 2gis.ru

Проектирование освещения проходит, как правило, в несколько этапов. Сначала специалисты в дневное время суток осуществляют съемку разных сторон участка, при помощи цифровых снимков моделируется картинка, на которой отображаются все имеющиеся объекты, нуждающиеся в подсветке. На ней схематически обозначается расположение основных точек, в местах которых потом будут установлены выбранные осветительные приборы.

При составлении проекта, важно выделить главные объекты (дом, подъезды к нему, гараж), потом фоновые элементы, обозначить локальные точки, после этого сформировать плавные переходы между этими структурами. Подсветка архитектурных объектов должна подчеркивать красоту строения, фактурность стен или оригинальность крыши

Поэтому осветительные конструкции могут устанавливаться на козырьках зданий или втаптываться в грунт по периметру цоколя. Подобные детали помогают оставаться дому привлекательным и в вечернее время

Подсветка архитектурных объектов должна подчеркивать красоту строения, фактурность стен или оригинальность крыши. Поэтому осветительные конструкции могут устанавливаться на козырьках зданий или втаптываться в грунт по периметру цоколя. Подобные детали помогают оставаться дому привлекательным и в вечернее время.

Нижняя архитектурная подсветкаИсточник chiroassociates.us

Обязательно нужно ставить свет возле любых препятствий, естественных или искусственно созданных

Если есть на участке водоем, важно его обозначать по всему периметру. В противном случае в темноте можно будет легко упасть в воду

Если расставить светильники по берегам и направить свет вглубь пруда, любая лужа будет казаться в вечернее время суток очень глубокой. Если прожекторы установить на дно или на поверхности воды, эффект от освещения будет обратным: вместо пугающего омута на участке появится загадочный объект с водной гладью.

При подсветке кустарников специалисты рекомендуют прятать светильники внутри крон или листвы. Тогда любое ветвистое растение будет смотреться очень объемно, блики, отбрасываемые от веток на землю, сформируют очень красивый струящийся поток витиеватой формы.

Светильники, установленные внутри крон деревьевИсточник spatiulconstruit.ro

Красиво смотрится в вечернее время подсвеченная альпийская горка. Залить ее светом можно по-разному. Хорошо смотрится решение, когда на вершине устанавливается одиночный торшер, который изливает поток сверху вниз. Можно внизу по периметру основания устанавливать маленькие светильники, поток которых направляется вверх. Оба варианта, как показывает практика, хорошо справляются с поставленной задачей. Если есть желание подойти к решению освещения альпийской горки как-то нестандартно, можно пустить по ее двум склонам гирлянду.

Клумбы и розалии дизайнеры любят освещать при помощи больших ламп, поставленных в самый центр цветения. Мягкого света бывает вполне достаточно для того, чтобы обозначенный объект смог демонстрировать свое очарование и в темное время суток.

Клумбы, подсвеченные изнутри, полностью меняют настроение вечернего садаИсточник stroyka-ug.ru

На втором этапе проектирования выбираются светильники

При их покупке важно учитывать архитектурную и ландшафтную тематическую концепцию

Особенности местной подсветки

Рабочее или местное освещение представляет собой искусственный тип подсветки, целью которого является полноценное освещение поверхности, за которой человек выполняет свою работу.

Освещение на рабочем месте

В зависимости от сложности и вида производимых работ искусственное освещение рабочего места может иметь различные требования. Это вполне естественно, так как для качественной подсветки компьютерного стола или шлифовального станка потребуется разный уровень освещенности.
Чтобы искусственное освещение не вызывало у вас дискомфорта, существуют соответствующие требования, которых обязательно нужно придерживаться. К ним относятся:

выбор источника света

Делая выбор лампочки нужно первым делом обращать внимание на количество вредных пульсаций. Они указаны на упаковке

Чем меньше будет этот показатель, тем комфортнее будет освещение рабочих мест;

Варианты лампочек

  • экологичность. Для безопасной работы, лампочки и светильники не должны содержать в своем составе вредных веществ. Особенно это касается источников света. Например, люминесцентные лампочки в своем составе содержать пары ртути, которые при повреждении стеклянной колбы могут нанести весомый вред здоровью работников;
  • светильники, применяемые для подсветки рабочих мест должны создавать световой поток, который будет падать спереди и слева. Это позволит избежать затенения определенных участков рабочего места;
  • мощность лампы не должны превышать 80 Ватт. Ведь при больших мощностях будут создаваться излишне освещенные участки;
  • световой поток не должен бить по глазам. В противном случае свет, исходящий от ламп, будет слепить человека, и делать его работу невозможной;
  • освещение рабочей поверхности должно быть равномерным.

Это основные требования, которые предъявляются к рабочему освещению мест, как в офисах, так и на производстве. Но кроме этого существуют еще и дополнительные требования, которые в данной ситуации будут предъявляться к светильникам и рабочей поверхности.

Измерение освещенности

В самом общем понимании, под освещением понимают световой поток относительно конкретной площади. Стандартные требования к естественному или искусственному освещению различны, измеряются в люксах относительно к квадратному метру, поверхности. Люмен – это единица светового потока (международное значение). Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению различны.

Строгие измерения производят на производствах, поскольку в жилых помещениях главное условие − это безопасность, комфорт для семьи. Источником естественного света является солнце и отраженный свет луны, а искусственного — разнообразные электрические конструкции. Дополнительное — дают экраны телевизоров, мониторы компьютеров, дисплеи смартфонов и другие приборы бытового назначения.

Прибор для измерения потока света называется люксметр, который выпускается компактного размера, имеет простой базовый интерфейс. Выпускаются аналоговые или цифровые устройства, а используют их профессиональные электрики, дизайнеры, специализирующиеся на монтировке светового оборудования.

Как правило, измерения искусственного или естественного света выполняют одинаково, но величина нормы отличается

Важно следить, чтобы на прибор не падала тень, способная исказить полученные данные. Результаты измерений сверяют с нормативными значениями и выносят заключение соответствия стандартам

Показатели естественного освещения отвечают нормативным коэффициентам освещенности, измеряются в точках наиболее удалённых от окон помещения и под открытым небосводом на таком же горизонтальном уровне, выражается в процентном соотношении.

Искусственный свет для помещения считается важным критерием, влияющим на производственные показатели, здоровье сотрудников, комфортные условия труда и отдыха.

Как правильно выставить свет – популярные схемы

Есть готовые схемы света в студии, используя которые несложно быстро добиться правильного эффекта, не тратя время на выбор местоположения светильников. Можно разобраться в нескольких, чтобы подобрать те, которые больше всего подходят под определенные условия.

В этом случае потребуется три осветительных элемента. Основной располагается спереди слева и ставится под углом примерно 45 градусов. Причем, свет не направляется на объект съемки, а отражается от зонта, создавая рассеянный световой поток. Сзади ставится пара стрипбоксов с обеих сторон под углом 45 градусов. Перпендикулярно им со стороны фона устанавливаются два белых задника, которые отражают контровое освещение и тем самым добавляют объема портрету или композиции. Что касается заднего освещения, его можно менять за счет регулировки высоты отражающего зонта.

Если для обеспечения оптимального эффекта нужно сделать фон светлым, на него под углом 45 градусов направляются два светильника. Спереди перпендикулярно им ставятся белые экраны, чтобы исключить засвет объекта съемки. В качестве фронтального света используется отражающий зонт, который ставится спереди слева. Такая схема позволяет выделить все до мельчайших деталей и обеспечивает высокие показатели контрастности.

Очень простая схема, применяемая для съемки человека в полный рост. Сюда лучше всего подойдет октобокс высотой 180 и шириной 30 см. Его можно ставить с любой стороны от человека, или попробовать оба варианта и выбрать более удачный. За счет того, что фон не подсвечивается, он получается темно-серым.

Вариант, подходящий для портретной съемки, который также не требует большого количества осветительного оборудования. Лучше всего подойдет октобокс, расположенный справа под небольшим углом. Справа и слева от места съемки ставятся две большие белые панели, которые будут отражать свет и заполнять им все пространство. Хорошее решение для классической портретной съемки.

Если нужно выделить фон, можно попробовать эту схему. Задняя часть подсвечивается светильником, на который надет рефлектор-соты. Это позволяет создать блики, оживляющие фон, а если использовать цветные фильтры, можно добиться необычных эффектов. Человека подсвечивает стрипбокс, который ставится слева сзади под углом 45 градусов, за ним располагается экран, чтобы свет не распространялся на фон.

Интересное решение, создающее акцент на человеке за счет отраженного света. В этом случае софтбокс ставится сзади правее и направляется на фон под углом. По сторонам располагаются две большие ширмы белого цвета, которые мягко рассеивают свет и аккуратно прорабатывают все детали.

Схема для ростовой съемки, обеспечивающая равномерное освещение по вертикали. Потребуются два ростовых стрипбокса, основной располагается спереди и слева, дополнительный сзади правее. Для исключения лишнего отраженного света по сторонам ставятся две светопоглощающие ширмы темного цвета.

В этом случае основной свет дает портретная тарелка, на которую надеты соты для направленного светораспределения. Фон подсвечивает рефлектор небольшой мощности, который ставится под углом. За счет такого расположения источников света создаются четкие линии, можно менять общую атмосферу за счет задней подсветки. Поглощающие панели по сторонам делают свет жестче.

Подобрать студийный свет несложно, если разобраться в особенностях оборудования и найти оптимальную схему для фотосъемки. Главное – обеспечить качественное основное освещение и грамотно расположить вспомогательные элементы.

Установленные нормы для музейного освещения

Вся система света, установленная в музее направленна на сохранение выставляемых экспонатов, а также на их наиболее эффективную демонстрацию посетителям. Все это гарантируют нормы освещённости, которые указаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

При этом каждый тип экспоната имеет свой уровень освещенности:

  • газетная бумага, ткани, акварели имеют максимальный уровень освещенности в 50 лк;
  • масляная живопись — 150 лк;
  • драгоценные камни и металлы— 500 лк.

Помимо этого, имеющиеся требования предписывают сведение к минимуму в световом потоке инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Ультрафиолетовое излучение способно оказывать прямое негативное влияние через разрушение молекулярных связей, а инфракрасное – косвенное, провоцируя старение материалов вследствие увеличения скорости протекания химических реакций при повышенной температуре.

Отечественные нормы и требования, а также ГОСТы разрабатывались тогда, когда еще не было в полной мере изучено пагубное влияние света на некоторые объекты искусства. Поэтому сегодня в мире наблюдается четкая тенденция к пересмотру норм для музейного освещения.
По новым требованиям, музейным экспонатам, после непрерывной экспозиции в течение 2-3 лет нужно дать «отдых». Это позволит продлить срок их сохранности лучше, а также в некоторой степени нивелирует негативное влияние от постоянного освещения в течение нескольких лет.
Также было установлено, что наибольшее влияние на художественные объекты оказывает не столько уровень освещенности, сколько количество получаемого ими облучения. Поэтому сегодня для каждого отдельного объекта необходимо устанавливать его норму облученности.
Как видим, в плане организации освещения музейного типа существуют достаточно много нюансов, норм и требования, учет которых обязателен, если вы хотите добиться сохранности выставляемых объектов.

Выбор освещения по комнатам

  • В спальне можно обойтись точечными источниками света в виде бра над кроватью или поставить небольшой светильник на тумбочку у кровати.
  • В детской во избежание неприятностей стоит отказаться от применения настольных ламп. Оптимальным вариантом будет бра или настенная лампа над рабочей зоной. Над игровой зоной плафон стоит установить из материала, который мягко рассеивает свет, а над рабочей — из матового стекла. Освещение в детской должно быть без резких переходов, для маленького ребенка следует установить ночник.
  • Для ванной комнаты и туалета применяются светильники с закрытыми абажурами. Выключатели и розетки устанавливаются только с наружной стороны.
  • Прихожая освещается яркой лампой, которая устанавливается по центру потолка. Для невысокого потолка рациональным станет применение люминесцентной лампы. Если потолок, напротив, слишком высокий устанавливают подвесные светильники. Зеркало освещается бра, которые располагаются по обеим его сторонам.

Люминесцентные светильники намного экономичнее обычных ламп накаливания, но при их эксплуатации следует придерживаться некоторых правил.

Помимо общего освещения, на кухне стоит использовать также зональное, которое устанавливается над плитой и рабочей поверхностью.

В жилых комнатах освещение должно быть без резкого перехода от тени к свету. Правильно подобранное освещение комнаты придаст ей неповторимый вид, при этом не изменяя ее стиль.

Подбор освещения для искусственных водоёмов

Занимаясь оформлением приусадебного участка, на котором есть искусственный водоём, следует подобрать уличное декоративное освещение и для него. Не стоит себя ограничивать однотипными лампами с белым свечением, когда есть возможность поиграть цветами и мощностью света. Например, чтобы добиться хорошего светового пятна, рекомендуется установить прожектор. По периметру водоёма неплохо будут смотреться светильники, устанавливаемые в грунт. Также существуют специальные светильники для размещения в воде, которые поспособствуют образованию невероятной атмосферы.

Как с интерьерным, так и с садовым декоративным освещением можно экспериментировать, добиваясь желаемого результата. Главное — соблюдать стилистическое сочетание, чтобы всё вместе смотрелось гармонично и интересно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрик в доме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: