Как правильно заменить электролит в аккумуляторе

Правила работы с электролитом при его замене

Они не сложны, но от этого зависит ваше здоровье и целостность аккумулятора и помещения, в котором проводятся работы:

  • если вы предпочитаете делать электролит своими руками, помните, что при смешивании жидкостей лить нужно кислоту в воду, а не наоборот! В противном случае вода вместе с кислотой будет сильно разбрызгиваться;
  • если электролит попал на кожу, нужно оперативно смыть его мыльной водой, после чего смазать пострадавшее место защитным кремом;
  • при попадании кислоты в глаза нужно немедленно промыть их проточной водой и закапать раствором фурацилина (таблетка на 200 мл жидкости), после чего не мешкая обратиться к врачу;
  • при попадании кислоты на одежду спасти её вряд ли удастся, а вот кожаную обувь можно попытаться быстро промыть мыльной водой, но даже в этом случае следы кислоты останутся;
  • заряжать нужно в проветриваемом помещении или при открытых воротах гаража;
  • не используйте открытый огонь, а также источники тепла возле заряжаемого аккумулятора.

При переноске батареи с автомобиля или в автомобиль не допускайте её переворачивания – пробки АКБ негерметичны.

Как видите, замена электролита – операция несложная, но требующая неукоснительного соблюдения технологий на всех этапах, от слива и промывки электролитической жидкости до подзарядки аккумулятора.

Возможные неисправности

В большинстве случаев, автомобильные аккумуляторы страдают от такой проблемы, как потеря плотности. Неприятность объясняется самыми различными причинами, а именно:

  1. Старением.
  2. Сульфатацией пластин.
  3. Неправильным обслуживанием.

Как известно, внутри АКБ расположены свинцовые решетки, которые, в свою очередь, наполнены диоксидом свинца. При разряде начинается восстановление оксида свинца на катоде и окисление (обратный процесс) на аноде. Простыми словами — на плюсе и минусе. И в первом, и во втором случае, начинается образование сульфата свинца, а плотность серной кислоты стремительно падает. Многие владельцы автомобилей часто допускают большую ошибку — замерив показатели плотности, они начинают доливать электролит, повышая плотность до требуемого уровня. В результате происходит дальнейшая сульфатация и полное повреждение аккумулятора.

Как добавить дистиллированную воду в АКБ?

Выше мы рассмотрели, как залить электролит в аккумулятор. Делать это нужно в том случае, если плотность жидкости нормальная. Если же плотность повышена, значит разбавить рабочую среду нужно дистиллированной водой. Для этого можно выполнить самую простую заливку, стараясь не разливать воду из бутылки в подкапотном пространстве или по всему рабочему столу.

Заливка в этом случае простая, но нужно производить ее постепенно, чтобы не разбавить электролит слишком сильно. Доливайте понемногу и смотрите, как меняются показатели ареометра. Как только плотность придет в норму, прекратите доливку и проверьте уровень жидкости.

Что портит аккумулятор

В разные периоды эксплуатации этого электро устройства, он подвергается различным физико-химическим и механическим воздействиям. Если на улице мороз, на корпусе появляются кристаллы льда, электролит также начинает замерзать и кристаллизоваться.

Отогрев батареи должен происходить в естественном режиме. Достаточно снять АКБ, занести в теплое помещение на сутки. При естественном отогревании, все детали конструкции аккумулятора будут согреваться равномерно.

Если в результате мороза или механических ударов, на корпусе аккумуляторе появилась хотя бы одна трещинка, то такой АКБ отслужил свой срок. Дальнейшая эксплуатация его запрещена. При обнаружении трещины, сразу отсоединить от него клеммы и демонтировать.

Можно ли использовать аккумулятор, если корпус его вздулся? Ответ: можно, если не нарушена герметичность устройства.

Восстановить можно 2 способами:

  1. Для приведения в порядок такой батареи, надо проверить уровень электролита в нем, плотность. Поставить на зарядку с током 1 А на одни сутки. Во время зарядки можно периодически измерять плотность жидкости. Если плотность увеличивается во время зарядки, то АКБ годный.
  2. Также, можно слить полностью старую жидкость, промыть дистиллированной водой, приготовить раствор, залить его и подождать несколько часов. Потом зарядить медленной зарядкой, то есть установить ток от 0,5 до 1 Ампера. Через 2 часа у исправного аккумулятора плотность электролита должна немного увеличиться.

Необходимые материалы и оборудование

Если вы поняли, что без замены раствора серной кислоты не обойтись, позаботьтесь о том, чтобы у вас были следующие принадлежности и материалы, необходимые для выполнения этой операции:

  • около 3 литров электролита нужной консистенции (плотностью 1,28 г/см3);
  • 6-10 л дистиллированной воды;
  • ветошь;
  • резиновая груша;
  • воронка из кислотостойкого пластика;
  • ареометр;
  • тара для слива кислотного раствора;
  • зарядное устройство;
  • измерительный прибор (вольтметр, мультиметр).

Поскольку при замене электролита в автомобильном аккумуляторе вам придётся иметь дело с химически агрессивной жидкостью, нужно позаботиться и о собственной безопасности, для чего потребуются защитные очки, плотные резиновые перчатки и старая одежда, которую будет не жалко, если на неё попадёт серная кислота.

Как обслужить и долить воду в необслуживаемый аккумулятор

Перед тем как приступить к самостоятельному изменению конструкции АКБ следует оценить все плюсы и минусы от выполнения такой операции. Во многих случаях утраты необслуживаемым аккумулятором способности выдавать высокий разрядный ток, является признаком его скорой гибели. То есть отсутствие воды уже привело к непоправимым последствиям. Даже если удастся вернуть его к жизни, то на факт, что он проживет долго.

Если принято окончательное решение о ремонте батареи, то следует позаботиться о безопасности, ведь внутри корпуса аккумулятора находится несколько литров кислоты, которая при разбрызгивании может причинить серьёзный ущерб здоровью. Сделать необслуживаемый аккумулятор обслуживаемым можно несколькими способами.

Самый сложный вариант – снять верхнюю крышку полностью. Сделать это можно с помощью ножовки или электроинструмента, но такая операция потребует слишком много времени, а по завершении обслуживания необходимо будет качественно установить этот элемент обратно, что является ещё большей проблемой. Поэтому не рекомендуем этим заниматься.

Восстановить можно только кислотно-кальциевый аккумулятор, если у Вас AGM, EFB или Гелевый то ничего не получится.

Наиболее простым способом обслужить АКБ этого типа является сверление отверстий в крышке. Двенадцативольтовая батарея состоит из 6 банок, поэтому достаточно сделать по 1 отверстию на каждый отсек, чтобы можно было осуществлять независимую регулировку уровня и плотности электролита.


Снятая лабиринтная крышка

Пробки на банках неразборного аккумулятора делаются в такой последовательности:

  1. Маркером отметить на верхней крышке середину каждой банки. Если вертикальные стенки не просматриваются на корпусе, то для выполнения этой операции необходимо замерить ширину крышки с точностью до миллиметра. Затем получившееся число необходимо разделить на шесть. В результате вычислений будет получено расстояние между пробками. Отступ от края для первой пробки можно получить, если ранее вычисленный результат разделить на 2.
  2. Чтобы минимизировать загрязнение электролита пластмассовой стружкой сверление корпуса рекомендуется осуществлять в 2 этапа. Вначале следует по ранее отмеченным маркером точкам сделать отверстия сверлом диаметром 3 мм. После этого, следует расширить отверстия инструментом, сечение которого составляет 12 мм.
  3. Для того, чтобы плотно закрыть такие отверстия и тем самым исключить вероятность разбрызгивания кислоты во время использования, необходимо взять 6 пробок от лекарственных спиртовых вытяжек, например, валерьянки и установить их в сделанные отверстия.

Таким образом можно сделать довольно качественную переделку одного типа аккумулятора в другой. Отверстия диаметром 12 мм позволяют, при необходимости, долить дистиллированную воду или электролит, если проблема неработоспособности АКБ заключалась в утечке кислотного раствора.

Проверка плотности

Плотность – важный показатель. От нее не только зависит, что нужно лить при малом количестве жидкости внутри АКБ, но и:

  • температура замерзания электролита – в случае крайне низкой плотности, такой как 1,07 грамм на куб. см., он замерзнет уже при минус 5 градусов по Цельсию, а при не очень низкой (например, 1,30) температура замерзания составит аж минус 60 градусов;
  • срок службы АКБ – чем более высокая концентрация серной кислоты, тем меньше прослужит батарея.

Правильное обслуживание аккумулятора заключается в периодическом контроле за плотностью. Делается это при помощи специального прибора, продающегося в любом автомобильном магазине – ареометра. Стоимость этого приспособления составляет 150 – 200 рублей.

Проверка должна производиться на полностью заряженном аккумуляторе. Ареометр должен показать значение от 1,27 до 1,29 грамм на кубический сантиметр. Все, что ниже или выше данного показателя, является отклонением от нормы.

Пошаговая инструкция, как проверить плотность аккумуляторов ареометром:

  • берем приспособление;
  • опускаем его поочередно в каждую банку;
  • набираем электролитический раствор при помощи нажатия на грушу, находящуюся сверху прибора;
  • смотрим значение, которое покажет градуированная шкала;
  • определяем средний показатель в мм после осуществления измерений по всем 6 банкам.

После того как правильно была определена плотность, решится вопрос с тем, что нужно заливать, и нужно ли это делать вообще:

  • если плотность оказалась повышенной, то нужно лить дистиллированную воду, то есть уменьшать концентрацию серной кислоты;
  • наоборот, при пониженных значениях, нужно добавлять электролит, то есть повышать концентрацию серной кислоты.

Процедура доливки дистиллированной воды

В этой процедуре нет ничего сложного – просто заливаем понемногу в каждую банку. Далее проверяем уровень (см. выше). Как только он станет нормальным, еще раз производим проверку плотности.

Добавление или замена электролитического раствора

При низкой плотности нужно добавлять или вообще полностью менять электролит, находящийся в аккумуляторе.

Что именно делать, зависит от того, какая конкретно концентрация серной кислоты была определена по результатам замера ареометром:

  • если от 1,2 до 1,27 грамм на кубический сантиметр, то электролитический раствор добавляется согласно нижеуказанному алгоритму (ситуация № 1);
  • в случае же, если ниже 1,2 грамм на кубический сантиметр, то придется полностью менять (ситуация № 2).

Чтобы довести плотность до нормы путем добавления электролита (ситуация № 1), необходимо:

  • откачиваем как можно больше жидкости из каждой банки аккумуляторной батареи (например, при помощи резиновой груши);
  • берем электролит, купленный в автомобильном магазине, и заливаем в каждую банку половину от того объема, который откачали при помощи груши;
  • немного встряхиваем АКБ, либо же даем на клеммы небольшую нагрузку (к примеру, подключаем автомобильную лампочку) – это нужно, чтобы добавленная и уже находящаяся в АКБ жидкости хорошо перемешались;
  • произвести замер плотности – если она не достигла нормы, необходимо повторить вышеуказанные шаги еще раз.

Если плотность – крайне низкая, электролитический раствор придется весь заменить (ситуация № 2). Делается это сложнее, чем в случае добавления:

  • нужно откачать раствор при помощи груши, шприца или иного приспособления;
  • в банки залить дистиллированную воду;
  • АКБ немного покачать из стороны в сторону;
  • откачать залитую воду;
  • повторять процедуру до тех пор, пока откачиваемая вода не станет прозрачной;
  • залить новый электролит из бутылки исходя из объема, который требуется заливать в АКБ определенной емкости (см. таблицу выше);
  • проверить уровень и плотность.

Правила заливки

Автомобилист должен следовать 3 основным правилам заливки электролита и дистиллированной воды:

  • уровень электролита в АКБ должен быть на мм выше пластины — от 10 до 15;
  • при необходимости доливки воды следует использовать именно дистиллированную – воду из-под крана лить категорически запрещено из-за наличия в ней примесей и солей тяжелых металлов, которые будут способствовать коррозии свинцовых пластин, их окислению;
  • при контроле показаний ареометром следует учитывать климатические условия – если машина эксплуатируется преимущественно в северных регионах, то норма плотности чуть выше (около 1,30 – 1,31 грамм на 1 куб. см.), наоборот, если ТС используется на территориях с жаркой погодой, норма чуть ниже (1,25 – 1,26 грамм на 1 куб. см.).

Инструкция замены

Конечно же, первым делом необходимо снять автомобильный аккумулятор с автомобиля при помощи ключа. Что бы работать с ним было приятнее, очистите его поверхность от пыли и грязи.

Замена электролита в аккумуляторе производится при комнатной температуре. Когда такое условие создано, можно приступать к процессу замены электролита. Снимаются крышки с банок, которые являются вместилищем для электролита, чтобы его слить. Замена происходит при помощи резиновой груши, которая является очень удобным средством для удаления электролита из банок. Здесь все просто: сдавили грушу, опустили ее носик в банку и отпустили грушу. Таким образом она всасывает в себя отработанный материал. И такие действия выполняются, пока весь отработанный материал не будет удален

Важно придерживаться правил безопасности. Не допускайте попадания капель жидкости на открытые участки тела

Рекомендуем: Принцип работы двигателя с наддувом. Механический нагнетатель. Часть 5

После того, как банки очищены, их необходимо промыть с помощью дистиллированной воды. Мыть нужно тщательно, чтобы удалить оставшийся старый электролит, можно даже немного потрясти аккумулятор. После обработки водой в середину банок засыпается пищевая сода, которая находится там на протяжении трех часов и потом сливается. Следующим веществом для обработки является раствор поваренной соли, которым заполняют банки на час. После того, как раствор удалили, можно считать, что банки чистые.

Берем новый электролит и заполняем им банки по определенный уровень, при этом используем воронку. Теперь необходимо подождать некоторое время, пока с батарей не удалиться воздух. Потом добавить специальные присадки, которые удалят излишек сульфатов. Этот процесс удаления длиться около двух дней, поэтому лучше не торопиться приступать к следующему действию. Следующее, что необходимо сделать – это зарядить и разрядить аккумулятор при помощи зарядного устройства. Ток, подаваемый на заряд, должен быть не более 0.1 ампера. Полная зарядка будет тогда, когда напряжение покажет 2.4 вольта на каждой секции.

После этого нужно батарею разрядить и потом снова зарядить. Таким образом делается специальный прогон аккумулятора для того, чтобы восстановить оптимальную емкость. В том случае, когда батарея неразборная, применяется вышеупомянутая дрель. Необходимо ею просверлить отверстия в банках, чтобы слить электролит. Пластмасса нужна для заваривания этих отверстий при помощи горелки. Замена электролита в аккумуляторе на этом завершается. Теперь ваш аккумулятор работает как новенький, но нельзя сказать точно, сколько лет он сможет проработать еще.

Типы автомобильных аккумуляторов

Все представленные на полках магазинов аккумуляторные батареи для автомобилей можно разделить на два типа:

Классический аккумулятор с заводским доступом к банкам

  1. Обслуживаемые модели – в корпусе такого изделия реализована возможность доступа к электролиту, что позволяет проверить его плотность и брать пробы для анализа его состояния. Если возникает необходимость заводскую жидкость можно слить, заменив на новую, или просто долить.

Корпус такого устройства не имеет отвинчивающихся крышечек и является герметичным

  1. Необслуживаемые модели – отличает их от предыдущих то, что они имеют полностью герметичный корпус, то есть у пользователя нет возможности добраться до электролита, без вмешательства в его конструкцию. Однако такие модели можно также заряжать.

Когда нужно доливать электролит

Электролиты для кислотных аккумуляторов

Для чего же нужен электролит в батареях? Давайте обо всем по порядку!

  • Начнем с того, что сама аккумуляторная батарея предназначена для накопления достаточного электрического заряда за счет тех химических реакций, что протекают между свинцовыми пластинами, которые наверняка помнят многие из детства, когда их переплавляли в интересные фигурки, и электролитом. Данные реакции возбуждаются протеканием электрического тока.
  • Во время запуска автомобиля, ток начинает подаваться к батарее от генератора. То же самое происходит, когда мы вместо генератора подключаем переносное зарядное устройство. В итоге заряд накапливается в приборе до определенного уровня.

Частая картина, наблюдаемая в зимний период

  • Однако со временем емкость аккумулятора начинает сокращаться, а заряд плохо удерживаться, и рано и поздно, в попытке завести автомобиль, вы поймете, что ваш источник электрической энергии иссяк.
  • Происходит это, как уже говорилось, по разным причинам. Самая распространенная причина – потеря плотности электролитом, которая происходит из-за старения и сульфатации пластин. Немаловажную роль при этом играет недо- и перезаряд аккумуляторной батареи.

Внутренний мир кислотного аккумулятора

Сульфатация – это процесс, появляющийся в результате недозаряда батареи. Внутри батарея заполнена специальными решетками с диоксидом свинца. Когда происходит зарядка аккумулятора, на катоде восстанавливается оксид свинца, а на аноде также активизируется процесс окисления. По сути, это первичные плюс и минус в классическом понимании.

Свинцовые пластины из аккумулятора

Если заряда недостаточно, начинает усиленно образовываться сульфат свинца, который и вызывает снижение плотности серной кислоты, которая является основой аккумуляторного электролита.

Ареометр позволяет измерять плотность электролита и тосола

Чтобы проверить плотность электролита нужно обзавестись одним простеньким прибором – ареометром. Если после замера вы увидели, что данный показатель ниже нормы (1,27гсм3), то ее нужно поднять до оптимального значения. Подробнее об этом мы поговорим чуть позже.

Что нужно учесть перед заменой/доливкой электролита

На фото — замер уровня напряжения

Данная глава будет содержать набор важных советов, которые следует держать в голове при подобных мероприятиях.

  • Во-первых, не стоит доливать электролит сразу после замеров в аккумулятор, установленный в автомобиль. Это самая распространенная ошибка у новичков. Дело в том, что при полной зарядке плотность электролита будет изменяться.
  • Во-вторых, нужно помнить, что уровень электролита в банках должен быть строго определенным, иначе процесс сульфатации не остановится, и батарея в скором времени выйдет из строя.

Если при замере вы обнаружили снижение плотности, то прежде чем что-то предпринимать, следует аккумулятор прогнать по циклу полный зарядполный разряд несколько раз, после чего повторить замеры и доливать новый электролит, выводя плотность на требуемый уровень.
Если плотность электролита выше нормы, то в аккумулятор доливают дистиллированную воду, то есть разбавляют его

Не пробуйте залить в батарею обычную воду из-под крана, так как в результате вы получите с высокой долей вероятности выпадение осадка, что может губительно сказаться на ней.
Очень важно знать, сколько электролита требуется аккумулятору. Эта информация должна быть в голове как при замене, так и при доливке электролита

Информация может быть получена у продавцов АКБ, на сайте производителя, либо любительских автомобильных форумах и из прочих источников.

Можно ли реанимировать необслуживаемые АКБ

Как зарядить старые банки

Если произошло замыкание пластин, восстановить старый аккумулятор автомобиля поможет десульфатирующая присадка. Ее вливают в электролит и оставляют раствор на двое суток, только после этого жидкость заливают в АКБ. Следующий шаг – измерение плотности электролита. Если она осталась на том же уровне – батарею заряжают и разряжают несколько раз. Через 2-3 ч. заново следует померять плотность. При завышенном показателе – доливают воду, при пониженном – серную кислоту. Затем снова проводят зарядку.

Одной из причин того, что устройство село, является его неправильное хранение. Дело в том, что на сильном морозе, разряженные банки моментально замерзают. При этом происходит замерзание не только пластин, но и корпуса.


Ремонт автомобильных аккумуляторов своими руками возможен только в том случае, если есть навыки. Процесс ограничивается:

  • проведение десульфации с помощью присадок;
  • заклейкой трещин на корпусе;
  • ремонтом клемм.

Если требуется провести более сложный ремонт АКБ, необходимо сначала разобрать аккумулятор. Для этого потребуется снять крышку – она может защелкиваться в пазиках, которые расположены на корпусе, или закреплена методом горячей прессовки.

Основные причины, по которым почёрнел электролит

Опытные автомобилисты знают, что АКБ заполнена прозрачной жидкостью, являющейся смесью дистиллированной воды и серной кислоты, соединенных в определенной пропорции. В каждой новой батареи раствор абсолютно прозрачный, ведь в его состав не входят какие-либо красители или химические присадки.


Разрушение пластин аккумуляторных батарей

При правильной эксплуатации и в исправном состоянии продолжит быть немутный рабочий электролит в банках аккумулятора, а причинами потери прозрачности могут быть различные факторы

При этом важно обратить внимание, когда проявляются негативные факторы, от которых электролит потемнел. Это может случиться не во всех банках одновременно, а лишь в одной из рабочих ёмкостей

В таком случае нет ничего необычного, ведь электроприбор рассчитан на определённый срок использования, а по истечении ресурса проводится его полная замена, а не восстановление эксплуатационных характеристик. Фактически у владельца отсутствуют возможности влияния на состав раствора.

У пользователей необслуживаемыми устройствами иногда мутнеет жидкий состав, если владельцы высверливают отверстия в каких-либо банках, а затем плохо герметизируют их. Поступать таким образом без крайней необходимости не стоит, так как сторонние вмешательства обычно не приводят к позитивному результату.

В обслуживаемом аккумуляторе можно реже встретить мутный электролит, так как причина кроется в регулярном мониторинге жидкости пользователями. Отвинтив пробку, автовладелец в любой момент может проконтролировать состояние и провести своевременно необходимые мероприятия.

К популярным причинам замутнения жидкости в АКБ относят:

  • Для старых батарей с длительным сроком пользования популярной причиной загрязнения является проникновение внутрь емкости мелкого мусора, грязи. Это происходит из-за износа пробок или недозавинчивания резьбы, а также по причине самораскручивания.
  • При зарядке аккумулятора жидкость может внутри закипать и выпариваться. Тогда владелец доливает воду. Если она не дистиллированная, то имеющиеся в ней соли способны приводить к отложениям во время последующей зарядки. Далее примеси дают помутнение.
  • Не стоит применять готовые электролиты низкого качества в неизвестных местах. Даже при небольшом сроке эксплуатации состав может потерять прозрачность и быстро выйти из строя.

Решить проблему с замутневшей жидкостью можно путем ее полной замены на свежую. При этом необходимо соблюдать пропорции при самостоятельном ее приготовлении. После смены состава батарея пригодна для дальнейшего пользования.

Если не предпринимать профилактических действий, то будет происходить перезаряд АКБ и дальнейший перегрев. Избыточная температура вынудит раствор менять цвет на более темный оттенок. Отклонения в работе бортового источника питания отразятся на работоспособности генератора, реле-регулятора, внешнем зарядном устройстве. Также состав способен негативно влиять на встроенные пластины внутри корпуса, что приведет к дальнейшему их разрушению.


Проверяем электролит для замены

Изменение цвета происходит по причине разрушения и раскалывания пластин. Это случается от значительного разряда АКБ. При этом меняется цвет жидкости.

Снижение плотности сказывается на возможности замерзания состава при пониженных температурах. Увеличение таким образом количества воды в составе способно привести при замерзании к механическому разрушению стенок банок и корпуса в целом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрик в доме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: