Студийное освещение: правила и нюансы установки, примеры

Особенности освещения при натяжных потолках

Натяжные полотна дают большие возможности для реализации идей дизайна. Они связаны с техническими возможностями:

  • встраивать светильник в плоскость полотна;
  • самостоятельно выстраивать расположение световых точек в помещении – все провода спрячутся под покрытие;
  • способность некоторых типов полотен отражать и рассеивать свет;
  • благодаря определенной степени прозрачности можно располагать источники света под полотном;
  • зонирование помещения с помощью различного размещения световых точек и многоуровневых конструкций.

Из-за разнообразия вариантов легко запутаться в электрических схемах, порядке подключения и попросту своих желаниях. 

В противном случае можно устроить замыкание, обесточить весь дом и, в худшем случае, устроить пожар.

Комбинирование жесткого и мягкого света

Заключительный совет по студийной фотографии заключается в том, чтобы быть гибким в вопросе построения световых схем независимо от многолетнего опыта. У вас в голове может быть идея того, как в итоге должна выглядеть фотография, но вы обнаружите, что в локации предмет выглядит иначе в разных условиях освещения. Будьте готовы пробовать и искать, так как зачастую сочетание жесткого и мягкого света может показать продукт с его лучших сторон.

Пример мягкого света с жестким светом окантовки (толчок или акцент) сзади

Обратите внимание на жесткие тени на столе перед чашками – это создано жестким светом

Когда вы полностью поймете источники мягкого и жесткого света, вы сможете комбинировать эти две техники. Например, локация должна иметь подсветку краев, чтобы придать изображению настроение или измерение, или же добавить акцент некоторым элементам в кадре. Владение обеими типами света позволят вам иметь полный контроль над освещением и окончательным снимком, созданным вами.  

На что следует опираться

Создавая в офисе или любом другом типе производственных и промышленных помещений систему освещения нужно обязательно брать во внимание требования и нормы, прописанные в СНиПе и СанПине. Здесь прописаны все требования, а также нормы, которые определены для различных типов помещений

Вариант норм касательно уровня освещенности для различных помещений приведены в этой таблице

Здесь прописаны все требования, а также нормы, которые определены для различных типов помещений. Вариант норм касательно уровня освещенности для различных помещений приведены в этой таблице.

Нормы освещенности

Стоит отметить, что в СНиП и СанПин приведены требования и нормы для любого типа освещения (естественнее или искусственное). При этом такое нормирование приведено на минимальном уровне. Это означает, что при необходимости можно указанные нормы немного завышать или занижать, но только в строго определенных границах. В такой ситуации негативное влияние на организм работников не будет проявляться и их здоровье не ухудшится при таком искусственном освещении.
Для того, чтобы правильно рассчитать, какой же должен быть тип подсветки для конкретных помещений, необходимо учитывать следующие параметры:

  • предназначение помещений;
  • размеры (высота и ширина);
  • какое искусственное освещение используется (общее, специализированное, местное и т.д.);
  • тип работ, которые будут выполняться. Здесь необходимо оценивать сложность выполняемых людьми задач;
  • тип осветительных приборов, применяемый для подсветки помещений;
  • тип источника света. Сегодня для различных типов помещений и подсветки рабочих мест могут использовать лампы накаливания, галогеновые, светодиодные, а также люминесцентные лампочки;
  • отделка поверхностей в помещении. Данный параметр влияет на коэффициент обращённости светового потока. В зависимости от него световой поток нужно будет делать интенсивнее или более приглушенным.

Зная эти параметры можно с помощью специальных формул или онлайн-калькуляторов быстро рассчитать следующие параметры:

  • требуемый уровень освещенности (для всего помещений или только рабочих мест);
  • количество светильников и лампочек, которые нужно использовать для создания необходимого уровня освещенности.

При этом стоит отметить, что каждый тип подсветки имеет свои требования для правильной организации.

Выставляем свет

Голливудская схема

Свет в фотостудии, для создания нужного нам светового потока, выставляют определенным образом. Для этого используют специальные схемы. Но многие фотографы считают, что не существует идеальной универсальной схемы, которая бы подошла под большинство позиций. На сегодняшний день существует огромное разнообразие различных схем. Фотограф, отталкиваясь от выбранной схемы, должен самостоятельно отрегулировать световой поток. К классическим схемам, которые чаще всего применяются при студийной фотосъемке, можно отнести такие варианты организации:

«голливудская» схема. Это самая распространенная схема для студий. Она используется в портретной съемке. Организуется очень быстро и просто. С ее помощью можно создавать фотографии без излишеств. Здесь угол между моделью, источником света и фотоаппаратом должен составлять 45 градусов. Для создания светового потока следует использовать светильники импульсного типа. Их размещают сзади фотографа. При этом мощность излучаемого света должна быть меньше рисующего типа освещения. Поэтому она определяется экспериментальным путем;

Схема «высокий ключ»

схема «Низкий ключ». Позволяет создать драматическую атмосферу и придать фотографии таинственности. В данной ситуации следует использовать темный фон. В качестве источника света берут только два светильника и акцентирующий свет, установленный сбоку.

Схем «Низкий ключ»

Эти схемы наиболее часто применяются как профессионалами, так и любителями. На их основе можно создать и другие схемы для искусственного освещения студии.

Схема с одним источником искусственного света

Если вы располагаете средствами, мы настоятельно рекомендуем вам приобрести или взять в аренду простейший комплект осветительного оборудования. Искусственное освещение даёт больше гибкости. Банально, вы можете снимать, когда за окном темно или естественного света недостаточно.

Рисунок ниже демонстрирует световую схему с одним источником:

Расположите источник света – мы используем студийный моноблок – под углом в 45 градусов по отношению к линии «фотоаппарат – снимаемый объект», то есть, немного сбоку от камеры. В качестве насадки на источник используйте зонт. Так вы получите равномерное освещение по всему объёму изделия.

Когда вы снимаете с импульсными источниками света, штатив не является необходимостью. Тем не менее, с ним вам будет проще сохранять кадрирование от снимка к снимку. Вы сможете сэкономить время, если не будете для каждого нового предмета одежды подстраивать положение камеры.

Если снимаемый объект располагается близко к заднику, то ваш герой может отбрасывать на фон тень, не желательную в данном случае. От неё можно избавиться одним из двух способов.

Во-первых, вы можете отодвинуть изделие подальше от задника. Во-вторых, на этапе обработки вы можете вырезать изображение одежды и вставить его на абсолютно чистый и белый фон.

Дальше. Установите мощность источника равной половине максимальной мощности. Мощность студийного моноблока, который использовали мы, изменяется в пределах от 1 до 5. Поэтому мы выбрали значение «3». В итоге интенсивность света получилась достаточной, а сами приборы быстро перезаряжались.

Также, мы рекомендуем включить в фотоаппарате ручной режим съёмки («M»). Вы получите больше гибкости в управлении экспозицией – «светлотой» снимков – если будете самостоятельно выбирать значение диафрагмы, выдержку, чувствительность ISO и значения других параметров, вместо того чтобы полагаться на «автоматику».

Ориентируйтесь по шкале экспонометра, встроенного в камеру, чтобы получить нормальную экспозицию в ручном режиме съёмки. Шкала экспонометра высвечивается в видоискателе. Если контрольная отметка находится напротив цифры «0», то экспозиция нормальная.

Прим. переводчика – о том, как фотографировать в ручном режиме, пользоваться встроенным экспонометром, вы можете в подробностях прочитать в статье «Основы фотографии # 4.11». Также, вам могут понадобиться закономерности: что и как влияет на «светлоту» снимка. Их Вы можете найти в статье «Основы фотографии # 1».

Помните, когда вы освещаете снимаемый объект с помощью импульсного источника света, измерение встроенным экспонометром не будет точным. Встроенный экспонометр измеряет яркость освещения до того момента, как вы сделаете снимок, другими словами, до срабатывания вспышки. Соответственно, воспользуйтесь ручным экспонометром, синхронизируемым со вспышкой. Яркость освещения в этом случае измеряйте непосредственно около снимаемого объекта. Измерение экспозиции с помощью ручного экспонометра являются наиболее точными.

Если у вас нет возможности воспользоваться ручным экспонометром, определите экспозицию «на глаз». Установите выдержку равную 1/200 секунды, значение диафрагмы равным 11 или выше, чувствительность ISO равной 100. Сделайте тестовые снимки и оцените «светлоту» фотографий и точность фокусировки по экрану камеры. Скорректируйте мощность источника и/или чувствительность ISO и/или значение диафрагмы, чтобы добиться оптимальной экспозиции.

Прим. переводчика – экран фотоаппарата часто не позволяет точно оценить экспозицию. Ещё один доступный инструмент – гистограмма.

Обратите внимание, на этапе обработки вы можете скорректировать «светлоту» фотографий, если возникают трудности с этим на этапе съёмки. Тем не менее, постарайтесь найти оптимальную экспозицию сейчас, чтобы позже уделить больше времени вещам, которые можно сделать только обработкой

Ещё, оставляйте импульсным источникам время на перезарядку. Если вы делаете снимки один за другим с большой скоростью, то, вполне возможно, вспышки не будут срабатывать в нужный момент

Умение ждать – важное качество в предметной фотографии

Теперь пробуйте самостоятельно. Фотография ниже иллюстрирует описанную световую схему:

Если вы чувствуете, что схема с одним источником света вам не подходит, рассмотрите третий вариант.

Разновидности источников света

Ключевым атрибутом для правильной передачи предметов при фотосъемке является рисующий свет, который выявляет скульптурно-объемную пластику объектов. Такой поток позволяет определить ключевые элементы композиции, оставив в тени второстепенные. Баланс между тенями и светом зависит от интенсивности рисующего светового потока.

Тени, не выполняющие декоративных или смысловых функций, можно высветлить, используя заполняющее освещение. Его создают с помощью рассеянного и модулирующего света.

Также при обустройстве фотостудий применяются такие разновидности источников:

  1. Моделирующие. Позволяют подсветить тени с помощью приборов рассеянного света.
  2. Фоновые. Нужны, чтобы осветить фон.
  3. Контурные. Обеспечивают образование светового контура по периметру объекта съемки. Эта часть композиции может быть ярче светлой части и фонового участка.
  4. Эффектные. Создают тени и блики требуемой формы и интенсивности на снимке.
  5. Выравнивающие. Грамотно выделяют теневые части.

Выбираем вид освещения

Выше мы уже отмечали, что садовое освещение выполняет сразу несколько функций, вы даже выбирали ключевую для себя. Так вот, в зависимости от выполняемой функции, различают 4 основных вида уличного освещения. Применять их можно обособленно, но чаще варианты комбинируются для создания целостности системы.

Функциональное

Устанавливаются светильники общего света, во всех зонах, где необходимо обеспечить безопасности передвижения и комфорт:

  • заезд и парковка;
  • вход в дом;
  • садовые дорожки;
  • зона отдыха.

Это главный вид освещения, без которого трудно представить любой загородный дом.

Функциональное (общее) освещение дачного участка — освещаем заезды, дорожки и вход

Маркировочное

Маркировочное освещение участка — разновидность общего, но с более узким функциональным назначением. Главная задача — подчеркнуть рельеф, правильно расставить акценты, при этом создать безопасную среду в темное время суток. Реализуется через подсветку конкретных зон, чаще симметрично — с двух сторон:

  • заезда;
  • парковочной зоны;
  • ступеней;
  • садовых дорожек;
  • архитектурных элементов.

Маркировочное освещение участка через симметричное расположение светильников при входе в дом

Охранное

Служит профилактикой незаконного вторжения на частную территорию, обеспечивает жильцам дома чувство безопасности. Обычно охранное освещение — лишь часть охранной системы участка, наравне с устройствами управления и приборами видеонаблюдения.

По участку распределяют прожекторы и светильники, которые способны дать качественный свет для записи камерами. Но даже если система видеонаблюдения не предусмотрена, достаточно освещенный участок вряд ли привлечет воров.

Освещение забора как элемент охранного освещения

Хорошим вариантом станут садовые светильники с датчиком движения. На время вашего отъезда они не будут потреблять электроэнергию, при этом спугнут злоумышленников своим неожиданным включением.

От теории к практике

Для работы в помещении потребуется не меньше трёх источников света (осветителей).

Базовых установок осветителей несколько:

Заполняющее освещение выполняется посредством установки осветителя за спиной фотографа. Цель – убрать резкие тени.
Рисующее освещение обеспечивается размещением осветительного прибора в метре или полутора метрах от снимаемого объекта (под углом в сорок пять градусов к фотоаппарату). Цель – придать форму, проявить объём

Важно выбрать точную высоту! Свет должен находиться немного выше головы объекта (или выше снимаемого предмета). Высокое размещение даёт тёмные тени (например, под глазами), искажающие формы лица

То же самое происходит и при низком размещении.
Контровое освещение– наиболее эффектный приём фотографии, позволяющий выделить контуры модели (или предмета), придать им ореол или лёгкое свечение. Достигается размещением осветителя позади снимаемого объекта (угол 40-50 градусов). Устанавливается строго с той же стороны, что и рисующее освещение. Например, если рисующий свет справа, контровый тоже должен быть размещён справа.
Фоновое освещение придает фотографии пространство и лёгкость. Можно использовать фотометрическую прямоугольную панель, излучающую постоянный свет. Такие панели отлично справляются с ролью вспомогательного освещения.

Рисующее освещение комплектом студийного света

Распылитель

Вода преломляет свет, это означает, что когда свет проходит сквозь воду, он “изгибается” и может дать вам интересный световой рисунок для освещения фотографии! Возьмите распылитель для воды и распылите ее перед объективом. Возможно, вам придется направить камеру на источник света, например, на подсветку или солнце, чтобы более красиво преломить свет.

Использование дистиллированной воды в аэрозольном баллоне также дает некоторые действительно интересные эффекты. Вы могли бы даже сделать еще один шаг и использовать цветной фильтр поверх света или линзы, чтобы получить смесь эффектов.

Виды подсветок

В съемке есть объект, а есть его окружение. Это оттого, что фотография – это как бы наш взгляд, только зафиксированный. А мы, когда рассматриваем некий конкретный предмет, видим и его, и окружающую обстановку: у нас два вида зрения – прямое, которым мы рассматриваем что-то конкретное, и периферийное, видящее обстановку вокруг.

Поэтому первое разделение освещений: освещение переднего плана и освещение фоновое.

Как правило, соотношение этих двух освещений должно быть смещено в «зону внимания». То есть передний план должен «перевешивать» все остальное, но не сильно, чтобы общая картина виделась сбалансированной. Поэтому фоновое освещение обычно более рассеянное, чем освещение переднего плана.

Когда мы рассматриваем предметы, наши глаза бегают по деталям и оценивают объект или группу целиком. А различимость деталей зависит от их контрастности, а также проработки мелких структур и на светлых участках, и на теневых.

Поэтому свет переднего плана тоже разделяется на яркий направленный и мягкий рассеянный (но направленный все-таки на объект, а не на фон). Первый называется рисующим, второй – заполняющим.


Виды подсветок

Объекты, на которые мы смотрим, имеют свой объем. Также объемны и их детали. От направления освещения зависит направление теней, отбрасываемых объектами и их деталями. Кроме того, различные поверхности, из которых состоят объекты и их детали, по-разному ориентированы в пространстве относительно света и относительно «рассматривающего их» объектива. Это тоже добавляет информации об объеме и облегчает мозгу задачу различать и узнавать знакомые вещи, а также оценивать их протяженность и взаимное соотношение размеров. Созданию наиболее благоприятной объемной детализированной картины способствует моделирующее освещение. Для него лампы можно ставить на разном расстоянии от объекта съемки, под разными углами и с разной степенью рассеянности или направленности, что, в общем-то, контролируется «интуитивно-эстетически». Например, не всем женщинам может понравиться излишнее обилие деталей на их портрете, поэтому обычно женское лицо «сглаживают» мягкой матовой моделирующей подсветкой. Хотя, направленная сбоку, она обрисовывает объем и плавные контуры лица.

Объект целиком можно резче отделить от фона, если линии, ограничивающие объект, в фоне теряются. Для этого из направления «от фона» может быть дан достаточно резкий свет, вырисовывающий детали границы объекта, но «не видимый» фотоаппарату. Такой свет называется контровый. Его обычно прячут за пределами поля или за самим объектом съемки, чтобы лампа не попала в объектив. Или лампа для контрового света, узконаправленная, попадает только на объект съемки и не мешает самому процессу. Часто контровым светом достигаются весьма красивые эффекты светящихся ореолов из волос или тонкая фактура деталей границы объекта. Иногда интересными оказываются детали, просвеченные таким светом насквозь.

Особенности местной подсветки

Рабочее или местное освещение представляет собой искусственный тип подсветки, целью которого является полноценное освещение поверхности, за которой человек выполняет свою работу.

Освещение на рабочем месте

В зависимости от сложности и вида производимых работ искусственное освещение рабочего места может иметь различные требования. Это вполне естественно, так как для качественной подсветки компьютерного стола или шлифовального станка потребуется разный уровень освещенности.
Чтобы искусственное освещение не вызывало у вас дискомфорта, существуют соответствующие требования, которых обязательно нужно придерживаться. К ним относятся:

выбор источника света

Делая выбор лампочки нужно первым делом обращать внимание на количество вредных пульсаций. Они указаны на упаковке

Чем меньше будет этот показатель, тем комфортнее будет освещение рабочих мест;

Варианты лампочек

  • экологичность. Для безопасной работы, лампочки и светильники не должны содержать в своем составе вредных веществ. Особенно это касается источников света. Например, люминесцентные лампочки в своем составе содержать пары ртути, которые при повреждении стеклянной колбы могут нанести весомый вред здоровью работников;
  • светильники, применяемые для подсветки рабочих мест должны создавать световой поток, который будет падать спереди и слева. Это позволит избежать затенения определенных участков рабочего места;
  • мощность лампы не должны превышать 80 Ватт. Ведь при больших мощностях будут создаваться излишне освещенные участки;
  • световой поток не должен бить по глазам. В противном случае свет, исходящий от ламп, будет слепить человека, и делать его работу невозможной;
  • освещение рабочей поверхности должно быть равномерным.

Это основные требования, которые предъявляются к рабочему освещению мест, как в офисах, так и на производстве. Но кроме этого существуют еще и дополнительные требования, которые в данной ситуации будут предъявляться к светильникам и рабочей поверхности.

Это надо знать

На просторах интернета можно найти различные инструкции, как сделать освещение на улице.

Самое главное, чтобы в итоге получилось все гармонично и в дневное время все осветительные приборе не контрастировали с экстерьерной концепцией. Именно поэтому прежде чем приступить к работе, необходимо составить схему.

Сегодня предлагается огромный выбор уличных осветительных приборов, нередко у покупателей буквально разбегаются глаза.

Обязательно составьте план-схему расположения всех осветительных предметов. Параллельно надо продумать, как будет прокладываться кабель электропитания.

После этого переходите к составлению схемы подключения электричества. Если вы сомневаетесь в собственных силах, лучше довериться специалистам. Только так можно быть полностью уверенным в безопасности.

Мастера своего дела не рекомендуют проводить подсветку дома от забора. Так вы создадите ослепляющий эффект

Следовательно, при подготовке схемы важно учитывать все нюансы, даже незначительные на первый взгляд

Фотографируем в сумерках и в абсолютной темноте

Сумерки

Мягкий и холодный свет, характерный для небольшого промежутка времени перед рассветом и сразу после заката создает великолепные условия для съемки.

Фотографировать стоит пока на небе еще остаются различимые цвета и детали, это значит, что вам не придется выставлять очень длинные выдержки.

Большая часть света  в это время будет отражаться от неба, поэтому тона будут преобладать холодные, а сам свет будет мягким и рассеянным.  Уровень освещенности во время сумерек низкий,  это время прекрасно подходит для освоения техник с использованием длинных выдержек. Не забывайте о штативе и методах дистанционного спуска затвора.

Ночные пейзажи

Для освещения в темное время суток существует множество интересных и красивых методов, начиная от света, исходящего от фонарных столбов или оживленных дорог и заканчивая Лунным светом.

Смесь ярких огней ночного города и глубоких теней – что может быть лучше?

Подавляйте шум

Не забывайте во время съемки на длинных выдержках в темное время суток включать функцию подавления шума на вашей фотокамере. Как правило, эта функция работает при выдержках длиннее 5 секунд.

Нормы освещения в офисе

Рабочие и прочие зоны должны соответствовать законодательным нормам освещения в офисе. Уровень освещенности измеряется в «люксах» (лк). 

Выбирая светильники для освещения офиса, ориентируйтесь на требования

Нормативные показатели актуальны для горизонтальных поверхностей, находящихся на высоте 0,8-1 метр над полом. Обычно это рабочий стол и 0,5 метра в радиусе от сотрудника, работающего за этим столом.

Чем более высокого уровня концентрации требуют задачи сотрудника, тем больше света должно быть на его рабочем месте. Например, с чертежами некомфортно работать при низкой освещенности помещения: сложно рассмотреть мелкие элементы, есть риск что-то упустить. В помещениях вроде холлов и кладовых нет смысла размещать светильники с интенсивным светом, там достаточно будет минимального освещения, позволяющего быстро найти нужный предмет.

Чтобы всем сотрудникам было комфортно, необходимо грамотно подобрать светильники для освещения офиса. 

Понимание характера света

Существует три основных характеристики света, от которых зависит вид фотографии: направление света, его цвет и то, насколько он жесткий или мягкий.

Распознать жесткий свет проще по теням, чем по светлым областям. Резкий, прямой свет дает хорошо очерченные и глубокие тени, в то время как границы теней от более рассеянного света кажутся мягкими и не такими четкими.

Положение теневых участков говорит о том, где находится источник света. Тени, как нам известно, лежат по противоположную сторону от предмета относительно потока света.

Положение источников света

Немаловажную роль играет размер источника света, от него зависит насколько свет мягкий или наоборот жесткий. Маленький источник создает жесткий и направленный свет, в то время как от большого источника свет исходит мягкий.

Но жесткость света зависит не только от размера источника, но еще и от расстояния от него до объекта съемки. Прекрасным примером служит Солнце. Само по себе Солнце имеет огромный размер, но оно находится настолько далеко от нас, что относительно объекта съемки превращается в крошечный источник света.

Направление светового потока и тени, им создаваемые, будут влиять на текстуру и форму объекта съемки. Свет, направленный со стороны камеры или из-за нее, создаст плоское освещение и образует тени непосредственно за объектом съемки. Такой тип освещения подойдет, если вы преследуете цель захватить на фотографии мелкие детали, но тогда вы не сможете в полной мере отобразить текстуру и форму предмета.

Куда более интересные результаты вы получите, расположив источник света по одну сторону от объекта съемки. Такое освещение называется боковым. С его помощью образуются тени на противоположной к источнику света стороне объекта, тени прорисовывают контур и делают более явной текстуру.

Фотографируя в полдень на открытом воздухе, вы столкнетесь с освещением, направленным сверху вниз (так как Солнце в это время достигает своего наивысшей точки). При таком направлении света зачастую получаются не самые лучшие результаты, особенно это касается портретной фотографии: глаза модели окажутся в тени, также тени лягут под носом и подбородком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электрик в доме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: